В галерее Марины Гисич – выставка «Под покровом реальности». Близкие по духу живописцы из России и Европы исследуют ключевое понятие для искусства и жизни. 

Мы все понимаем, что такое реальность — это то, что существует на самом деле, вне зависимости от нашего желания. А искусство занято его противоположностью – художественным вымыслом. Казалось бы, разницу не нужно пояснять. 

Скажем, есть гора Джомолунгма – она настоящая. А есть Дед Мороз – он выдумка. Начнем с того, как странно это не звучит, есть Дед Мороз, которого не существует. При том, что несуществующего новогоднего старца вам сходу нарисует любой малыш и вы его узнаете. А попросите нарисовать Джомолунгму, ребенок нарисует, но узнаете ли вы? 

Рисунок, кстати, очень важная часть реальности Деда Мороза, он называется план выражения, то есть материальный носитель смысла. Бумага, на которой написаны сказки, холсты, на которых пишут картины. Пересчитать холсты и художников, их кстати пять, и, конечно же, вникнуть в смысл выставки попытался Павел Богданов.

Когда Анри Матисса спросили: «Если бы вы жили на необитаемом острове, вы бы писали?», он ответил: «Конечно, нет. Мне достаточно было бы смотреть». Кажется, художник не нуждается в сцене. В отличие от актера. Сам творческий процесс подразумевает, что он может и должен быть в одиночестве. Но ведь любое наше действие рассчитано в финале на то, что мы говорим не сами с собой, а с адресатом. То есть в данном случае – со зрителем.

Вот и пять художников, работы которых представлены на новой выставке в галерее Марины Гисич, хоть и приехали из разных стран и работают в разных стилях, но сходятся в одном — им нужен отклик публики.

Идея этой выставки появилась в 2016 году, когда в будапештском Музее Людвига открылась ретроспектива знаменитого венгерского художника Атиллы Сюч. Проект, который родился в ходе беседы приглашенных на вернисаж художников и британского куратора Мэтью Прайса, формировался на протяжении двух лет. В итоге получилась экспозиция, которая стала этапным событием для галереи Марины Гисич, до сих пор работавшей во основном с российскими авторами.

Лица стерты, краски не тусклы. Каждый из художников, будь то Йозеф Болф из Чехии или Виталий Пушницкий из России, по-своему работают c фигуративной и абстрактной живописью. Но независимо от степени пресловутого реализма произведений,  их живопись является инструментом познания миров. Но, как это часто бывает, по пути истина скрывается, факты становятся тайнами, а настоящая жизнь превращается в выдумку. Нет ничего реального, есть только наши фантазии о действительности. 

На самом деле, все давно расставлено по своим местам, независимо от наших желаний. А нам остается только ждать следующего утра, года, десятилетия, и, наконец, вечности.