Он утверждал: «Вселенная зудит у меня внутри!» и вновь брался за написание еще одного холста. Масштабная выставка Валерия Ватенина, мастера живописи, разрушившего стереотипы советского искусства впервые за 20 лет открылась в Петербурге. Поэт жизни и тонкий критик начисто стер установленные жанровые границы и вывел сюжетную наполненность картин на многоступенчатый уровень.
ДАРЬЯ ПИРАТИНСКАЯ,куратор: «Его метод – синтетический реализм был придуман им самим. Он не останавливался на конкретных формулировках, но ему нужно было написать работу для училища, где он преподавал. Он синтезировал реальность в себе. Когда он ушел от трехмерной перспективы и ушел от горизонта вообще, когда он решил в одной плоскости изобразить предметы в жанровых сценах, но это не умаляет его поиска, который он вел в 60-х годах».
Ватенин всегда был в поиске идей, стилей, художников для подражания, которых часто цитировал в своих картинах. Живописец будто каждый раз заново находил способ выразить с помощью масла, темперы или акварели свои размышления о смысле мироздания. Он говорил со зрителем языком притчи, вкрапляя в бытовую сцену страдающей от ревности девушки «Весну» Ботичелли, и играл с канонами древнерусского искусства, помещая свой образ на некое подобие иконы.
ОЛЬГА ТОЛСТАЯ,куратор: «Работа так и называется — «Житие живописца Ватенина», но по сути это автопортрет. 5:39 В клеймах слева направо он изображает сцены из своей жизни. Многим покажется, что это святотатство, но дело в том, что художник — человек необыкновенный, человек не от мира сего. И очень часто его изображали фигурой мученика. И в этом смысле Ватенин имеет право на такой принцип изображения».
Неиссякаемая внутренняя энергия побуждала его мчаться на мотоцикле в поиске новых мест и персонажей, коротать ночи на строительных лесах, в ковше экскаватора, неделями жить в деревенской глуши и приводить в мастерскую колоритных прохожих – все ради нового образа. Но часто он был недоволен, и жена художника не раз заставала его за уничтожением своих холстов.
ДАРЬЯ ПИРАТИНСКАЯ,куратор: «Он проходил один этап, приступал к новому, у него не было никогда страсти к вещам, никогда не было трепетного отношения к тому, что он уже сделал – он мог смыть старый холст, вполне успешную работу, и написать на нем новую. У нас есть одна интересная работа, которую коллекционер в свое время нашел на помойке, потому что она служила Ватенину верстаком».
Валерий Ватенин создавал по несколько картин в месяц, словно чувствовал, что может не успеть. Он погиб в автокатастрофе всего в 44 года, но оставил после себя более трехсот работ. Таящаяся внутри художника вселенная выплеснулась наружу, удерживаемая теперь лишь границами картинных рам.