В Музее уличного искусства, который находится частично под открытым небом, наступления осени как будто и не заметили. Сезон там закрывать не торопятся, более того, накануне открыли новую экспозицию.
«Видимая невидимость» — не столько художественная выставка, сколько результат исследований российских и финских социологов, изучающих городские молодежные субкультуры. Граффити, стикер-арт и многое другое — не рисунки на стенах, а метки: «дальше действовать будем мы!» Анна Лесина продолжит.
Они борются за свое место в городе, играют с понятием «норма» и тайно трансформируют реальность, превращая ее в сцену для самовыражения. Впервые им не нужно прятать лица от камеры. Выставка «Видимая невидимость» — результат исследования русских и финских социологов, которым не столько важно само уличное искусство, сколько его творцы — представители субкультур.
Патрик Растенбергер,фотограф (Финляндия): «Во время поиска материла больше всего мне запомнилась работа с авторами граффити: мы искали их несколько недель, художники оказались очень дружелюбными. И поверьте, это очень тяжелый труд — быстро создавать настенные послания».
Портреты молодежных культур Хельсинки и Петербурга скрывают ранее неизвестные их грани. Например, гендерные вопросы в среде граффити-художников: задумывались ли вы, что среди райтеров с баллончиком есть женщины?
Анна Лесина,корреспондент: «Стикер-художники – еще одно течение петербургского стрит-арта. Чтобы к нему примкнуть, необходимо лишь рисовать, менять и клеить какие угодно авторские наклейки там, где прикажет фантазия. Такой безопасный способ самовыражения помог стрит-арту стать одним из самых миролюбивых направлений в субкультуре».
И одним из самых скромных – стик-художники так и не повернулись к фотографу лицом. Недолговечное творчество оставляет следы в виртуальном пространстве: молодежный финский цирк, растворяясь в толпе после выступления, продолжает рассказывать о себе в интернете. А некоторые только в нем и существуют, как, например, игроки в PocemonGo.
Арсений Свинаренко,куратор выставки, социолог, научный сотрудник финского Общества исследований молодежи: «PokemonGo — игра, сообщества которой мы исследовали и в Хельсинки, и в Санкт-Петербурге, безусловно, различия есть. Казалось бы, глобальная игра. Но в России есть случаи неодобрения: если в России церковь критично относится к игрокам, то в Финляндии наоборот стоки можно найти во всех церквях города».
Вандализм ли это? Ответа на выставке — нет. Зато есть попытка рассказать истории авторов, не раскрывая их анонимности. Представители субкультур – те немногие, кто может видеть город как многослойную гибридную реальность, сцену для самовыражения, а баллончик с краской в их руках — способ сделать каменные джунгли чуть менее серыми. Искусство ли это?