Известный американский fashion-фотограф Стивен Мейзел шутил: есть те, кто фотографирует женщин и те, кто их снимает. В английском языке тоже заложена некая двусмысленность, гендерные особенности фотографии есть, это факт.
Художник Анатолий Белкин — живая легенда гламурной культуры нашего города, в прошлом — главный редактор журнала «Собака.ру». И в артистической среде бродит множество анекдотов о его приключениях. Фотосъемки — только часть новой работы Белкина, связанной с изображением очаровательных незнакомок. Выставка «На своем месте» в KGallery демонстрирует не только их фотопортреты, но и рисунки-эскизы, иллюстрирующие изначальный замысел автора.
Цель — представить обстоятельства, в которых модель предстанет в ярком амплуа, раскрывающем ее характер с неожиданной стороны. «На своем месте» оказалась и Дарья Патрина — в своем обычном амплуа тележурналиста.
Сначала эскиз, потом фотография. Рука художника и взгляд фотографа — в одном проекте. Известный нонконформист и участник газо-невских выставок Анатолий Белкин обращается к фотографии не в первый раз. В 1990-х он включал старые снимки в свои полотна, в 2011-м сделал масштабный фотопроект «Действующие лица» — портретную галерею петербургских художников. В 2015-м была «Своя среди чужих». И вот сейчас с азартом истинного ценителя красоты он запечатлел незнакомок в невероятных и им же придуманных обстоятельствах. Заводской цех, уютный ресторан, модный шоу-рум, кухня коммунальной квартиры. Восхитительные женщины, успешные мужчины — каждый на своем месте и всегда как будто вне. И с трудом поддается пониманию, как удалось Белкину сделать подобные снимки. Например, в святая святых петербургских меломанов — Филармонии.
Аутентичные вещи, пальто из театральных мастерских, коммунальный быт, макияж из прошлого века. Но под ностальгической патиной, как это часто бывает у Белкина, читается незлая дружеская провокация. Каждый момент времени существует в каждом моменте времени.
Модели не скрывают татуировок и носят модные галифе. Женщины у Белкина безымянны и обобщены. Зато мужчины легко узнаваемы. Друзья художника, благодарные за авантюру. Худрук Комиссаржевки Виктор Новиков — в роли уличного баяниста, писатель Семен Альтов — в роли гардеробщика. Трубач Вячеслав Гайворонский — в роли трубача. Завотделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков — в понятном для Белкина амплуа фотографа. А искусствовед Александр Боровский — в роли мясника.
Судя по эскизам, не всем замыслам суждено было сбыться. И художник Анатолий Белкин, похоже, не готов прощаться с фотографией. В окружении друзей, почитателей и нимф с бездонными глазами он отмечает открытием выставки свои 65, немногословно и туманно анонсируя на вернисаже новый фотопроект, который вот-вот запустит.