Художники-карикатуристы – страшные люди, хоть и имеют дело с юмором. Именно за карикатуристами во все времена тянулись вереницы скандалов и обид, их творчество всегда пытались запретить.
Тем любопытнее, что сейчас в Петербурге с этим едким жанром можно столкнуться, как минимум, в двух местах. В кинотеатрах идет фильм о художнике-скандалисте, алкоголике и инвалиде-колясочнике Джоне Каллахане, позволявшем себе такие рисунки, что французское издание Charlie Hebdo позавидовало бы. А в галерее современного искусства 14/45 открылась выставка отечественного картуниста Виктора Богорада. На ней побывал Павел Богданов.
Обычный человек живет в трех измерениях. У Виктора Богорада, наверняка, есть четвертое. Иначе не решился бы он выйти из привычного амплуа и создать целую серию карикатур не на остросоциальные темы, а прокомментировать своими работами произведения искусства. Причем не начинающих мастеров, а признанных гениев: Пикассо, Дали, Уорхола. Да так, что и в голову бы никому не пришло.
Карикатуристов всегда было немного. Кто-то говорит, что две тысячи, кто-то – три, что неудивительно. Ведь эти люди должны мыслить визуально и любую тему или текст вывести в наглядные образы. А как быть, если сами произведения, которые комментирует автор, трудны для понимания? Тем более, что «лирический герой» Богорада на этих карикатурах – самый обычный человек, далекий от мира прекрасного.
Давно подмечено: большинство карикатуристов, как, кстати, и писателей-юмористов, имеют техническое образование. Виктор Богорад – не исключение. Объяснить такой феномен можно. В техническом вузе учат особому виду мышления – даны такие-то условия, нужно получить то-то. Так же и в карикатуре – нужно через определенные символы изобразить что-то, что сразу будет понятно. У карикатуристов совсем другой взгляд на мир. Нам от этого чуть легче жить, а вот самим авторам – еще большой вопрос.
В современном искусстве границы, жанры и вообще все определения давно стерты. Хорошо это или плохо – не нам судить. Видимо, надо смириться. Иначе не стали бы герои Богорада так пристально всматриваться в эти картины, пытаясь найти хоть какие-то знакомые черты. А вдруг пригодится.