В Царском селе до окончания сезона еще можно успеть увидеть оживший, наконец, большой Мраморный фонтан в Собственном садике Екатерининского парка. Он молчал последние тридцать лет. Реставраторы вернули его к жизни.
Специалисты постепенно восстанавливают убранство Лионского зала во дворце. Вообще, зная в каком исключительном порядке сейчас находится музей-заповедник, удивительно вдруг осознать, что там до сих пор еще восстанавливают то, что было почти утрачено в годы войны. Эти раны залечиваются скрупулезно и с высочайшей степенью ответственности. Подробнее расскажет корреспондент Мария Евсюкова.
Это — кинохроника первой экскурсии в Александровский дворец Царского села. 23 июня 1918 года бывшие крестьяне и рабочие с любопытством разглядывают личные апартаменты императорской семьи.
Историю, увидеть которую миллионы людей едут со всей планеты, здесь не просто сохранили — царская резиденция восстала из пепла. На этих кадрах трудно узнать Екатерининский дворец. Перед отступлением из Царского села фашисты решили разрушить дворец до основания. Погибла мебель, отделка комнат, исчезли личные предметы первых лиц империи. Но ленинградским реставраторам это не помешало, и они совершили подвиг.
Вместе с забытыми архитектурными силуэтами вырос и профессиональный уровень отечественных мастеров. Восстановили и бесследно исчезнувшую янтарную комнату. В 2017 году Екатерининский дворец посетили почти 4 миллиона человек. Однако ценность музея определяется не количеством экскурсантов, убеждена директор государственного музея-заповедника.
ОЛЬГА ТАРАТЫНОВА,директор ГМХ «Царское село»: «Мы мечтаем о меньшем посещении летом, зимой пусть остается как есть, но летом количество посетителей зашкаливает, к сожалению, мы не можем принять всех желающих. Комната янтарная невелика — 80 квадратных метров. И все 3,5 миллиона посетителей, которые приходят к нам, хотят пройти через эту комнату».
По вторникам дворец посетителей не принимает, у него выходной. А вот к императорской мастерской это не относится, работы по реставрации не прекращаются ни на минуту. В следующем году своих первых посетителей примет Лионский зал. На воссоздание лазуритовых порталов ушло четыреста килограммов камня. Причем найти его было не так-то просто. Подошел только афганский лазурит, он практически не отличается от оригинального байкальского.
МАРИЯ ЕВСЮКОВА,корреспондент: «Толщина в 3 миллиметра неслучайна. Если делать пластины тоньше, то под малейшим воздействием они могут повредиться. Толще — декор будет гораздо тяжелее и дороже. Только для порталов приобрели шестьсот килограммов афганского лазурита. В среднем, один килограмм лазурита стоит 4 тысячи рублей».
В Екатерининские времена за фунт лазурита давали фунт серебра. Чем цвет насыщеннее, тем дороже.
АЛЕКСАНДР ХАРЛАМОВ,резчик по камню: «Пилится на фанеру толщиной три миллиметра. Потом весь объем пластин выкладываем. Подобрать цвет камня, чтобы из одного оттенка перетекал в другой, он бывает разный, смотрите, он чуть-чуть разный, поэтому два камня должны быть одинаковые и плавно переходить в другой цвет».
Порталы восстанавливали те же специалисты, что занимались Янтарной комнатой. На столе мастерской выложены в мозаику пластины и бронзовый декор третьего портала. Их поместят на единственную сохранившуюся историческую конструкцию.
МАРИЯ ЕВСЮКОВА,корреспондент: «После войны, когда уцелевшие фрагменты собирали, была допущена ошибка, портал смонтировали неправильно. Фризовый камень, на котором крепится лазуритовый набор и бронзовый декор, был перевернут. Это заметно по точкам, которые остались от креплений. Сейчас реставратором предстоит не только исправить ошибку, но и добавить высоты. Этот портал оказался ниже остальных».
Лионский зал сгорел в феврале 1944 года. Из убранства сохранились 25 предметов мебельного ансамбля, среди них — кресла с шелком «золотой бутон» из Лиона. Им же были отделаны стены. Как выглядели апартаменты, которые архитектор Чарльз Камерон создал для Екатерины II, пока можно увидеть только на акварели Луиджи Премацци.
МАРИЯ РЯДОВА,главный архитектор ГМХ «Царское село»: «На лионской мануфактуре уже выткана полная партия шелка. Это мануфактура историческая, нашли там образцы шелка, который был передан в Санкт-Петербург к императорскому двору, и именно этот шелк пошел на обивку стен».
Одновременно реставраторы восстанавливают церковь Воскресения Христова, Александровский дворец, павильон Шапель и Императорскую ферму. На днях запустили единственный мраморный фонтан в Собственном садике.
НАТАЛЬЯ КУДРЯВЦЕВА,заместитель директора ГМЗ «Царское село» по реставрации: «Во время войны ударной волной смещена от вертикали, появились деформации и трещины, которые необходимо было выправить и закрепить. В этом была сложность реставрации мрамора. Помимо реставрации, мы этому фонтану придали новое инженерное содержание».
Послевоенная реставрация в музеях-заповедниках до сих пор продолжается. И сегодня страшно представить, что вопрос восстанавливать или оставить как есть, еще полвека назад был актуален.