Рождение русского хип-хопа связано с аварией, но покрупнее — Перестройкой, а затем распадом Советского Союза. Сегодня рэп — самая популярная музыка двадцатилетних и около того. А потому Дарья Патрина просто не могла пропустить рэп-фест «Маятник Фуко», уже во второй раз прошедший в Петербурге.

Суровые речитативы, сладкие напевы, дикие постпанковские вопли — сцена стерпела все. Так же, как и посетители фестиваля. Они-то знали, на что идут. Ведь «Маятник Фуко» — не только о том, что реально «качает», но и о том, что реально «раскачивается». Современный русский рэп — явление прихотливое, как эклектика в архитектуре. На этой поляне произрастают и селективные, годами отобранные растения, типа 25/17.

И дерзкие юные паразиты, беззастенчиво эксплуатирующие форму. Например, видеоблогер Моргенштерн начинал карьеру с пародий, а теперь и сам уверен, что он рэпер.

В конце 1990-х – начале 2000-х казалось, что рэп заменит в русскоязычном пространстве уставший рок, взяв на себя функции вечно юного социального и политического протеста. Но оказалось, что большей замены в нашей стране требует поп-культура. И приторно-сладкие тексты Федука о первом ландыше или Зомба о «топовой чике» сейчас называются рэпом только для того, чтобы не называться попсой.

Сарказм московского «Хлеба» одной природы с «Камеди Клаб». Чистый стеб и ерничество: «поплакать на техно» и бодро отправиться на «Шашлындос». К счастью, все не так гладко, и есть, например, пацаны с Дыбенко: Гарри Топор и Тони Раут, которые чтят законы жесткого жанра. Хоть и не готовы вминать в поребрик несогласных с ними коллег по сцене.

И есть признанный литературным сообществом Хаски, и модная Монеточка, и хрупкая АИГЕЛ, и олдскульный Бледный – случаи, когда русский хип-хоп все-таки поднимается до уровня поэзии, стихи, достойные запоминания, и содержание в этом жанре значит не меньше, чем его форма.

Фестивальный уикенд — лишь короткое обозрение. Не всего, но многого из того, что сейчас на слуху и почему-то называется русским рэпом. В этом сложном потоке течения не смешиваются. Каждый режет кусок пирога со своей стороны, получая пропорциональную долю зрительских симпатий, читают ли они о модных ночных клубах, опасных районах или о «панельным брюхе» большой страны.