«ПроТоАрт» — фестиваль импровизационного искусства, который на одни летние выходные полностью захватывает залы «Манежа». В прошлом году протоартисты собирали космический ковчег с сокровищами земной цивилизации, чтобы удивить ими зеленых человечков.
В этом решили сами отправиться в будущее. Футуризм художников был вдохновлен работами Пита Мондриана — нидерландского абстракциониста, не очень любившего придумывать своим картинам названия и предпочитавшего обозначать их просто «Композиция №…». Ведь так и для воображения больше места остается. Дарья Патрина рискнула дать свою трактовку творчеству последователей Мондриана.
С «ПроТоАртом» никогда не знаешь, чем именно обернется летний уикенд. Даже в момент открытия ни организаторы, ни участники не представляют себе конечную форму предстоящего. Все рождается буквально на глазах либо изумленных, либо подготовленных зрителей.
Алексей Плюснин,художественный директор фестиваля «ПроТоАрт»: «ПроТоАрт» — одно целое… Важен конечный результат, единство действия, которое я называю мистерией. Для меня это шаманизм. «Прото» — это как бы истоки».
Джулиан Гамильтон, Пия Линди, «Синие носы», Сергей Филатов, Александр «Фагот» Александров — «ПроТоАрт» собирает в городе необычных и редких птиц. Фамаду Дон Муйе, легендарный барабанщик джазового Art Ensemble of Chicago, несмотря на статус и заслуженный возраст, с удовольствием из года в год вписывается в интернациональную петербургскую авантюру. На этот раз Фамаду дирижировал белыми во время перформанса «Живые шахматы» — классические музыканты против джазовых…
Фамаду Дон Муйе,музыкант: «Невероятно важная вещь даже для обычной жизни — способность к рефлексии. Уметь контролировать и быть спонтанным. И сохранять баланс».
Из бесформенных кусков глины вырастал Геополис – придуманный город внутри другого придуманного города. Четкого плана у скульптора Павла Игнатьева изначально не было. Импровизация и перформативность – именно то, что снова заставило его организовать мастерскую в общественном пространстве. Улицы и здания возникали на макете в режиме реального времени.
Павел Игнатьев,скульптор: «Сложно сказать, где граница самого перформанса. Тысячи скульпторов до меня творили подобным образом».
Импровизационное искусство взывает к зрителю, требуя от него, по меньшей мере, эмпатии, а в идеале – активного соучастия. Одним только изменением положения тела в пространстве посетитель мог вызвать неожиданный оптический или звуковой эффект. Было позволено целенаправленно создавать и озвучивать движением рук и ног электронные партитуры. Изменять скорость вращения деталей в уникальных звуковых скульптурах Сергея Филатова. Или пробуждать высокие частоты в момент приближения к «дропфону» Игоря Поцукайло.
Игорь Поцукайло,музыкант: «Я как раз пытаюсь, чтобы зритель задавался вопросом: какой эмоциональный эффект это у меня вызывает? Этот неприятный свист может оказаться лучшим звуком, потому что не похож ни на что другое. Или вызвать зубную боль. Интерактивность такая, не сразу понятная».
Трубы «дропфона» оформлены «под Мондриана». Многочисленные обращения к творчеству голландца, пожалуй, единственная неслучайность нынешнего «ПроТоАртфеста», получившего название «Композиция». Мондриан не только в деталях, но и в общем пространственном решении оформления «Манежа».
Город будущего с лаконичной геометрией. То ли погружающийся в хаос, то ли вырастающий из него. Вечный спор о том, является ли искусство плодом долгих и мучительных размышлений или неосознанного наития? В какой мере зритель влияет на конечный результат творчества? И есть ли у художника право заниматься искусством исключительно ради процесса?