В Петербурге начались общественные слушания по поправкам к генплану. Этот документ определяет развитие города на ближайшие десятилетия и включает в себя все, начиная от зеленых зон и заканчивая крупными инфраструктурными объектами.
Процедуры его широкого обсуждения редко когда носят формальный характер, ведь речь идет о вполне обозримом будущем, и так совпало, что петербуржцы на этой неделе смогли заглянуть куда дальше и представить свой город с поправкой почти на 100 лет вперед.
В «Манеже» открылась большая урбанистическая экспозиция, где посетителям предлагают включиться в игру и построить свой Петербург. Куда простирается фантазия профессиональных архитекторов и любителей, увидел Евгений Соловьев.
ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент: «Организаторы говорят, что выставка рассчитана на неспециалистов. Почувствовать себя архитектором может любой желающий. Для этого есть все инструменты. Не совсем обычные и привычные. Например, такие оранжевые кубики, расставляя которые можно создавать пространство будущего».
Это своеобразная попытка посмотреть на город как на проект с осознанием, что настоящий момент — не финальная точка, а только один из этапов его развития. И лишь жители этого города вправе рассуждать на такие темы. Пусть даже с определенной долей юмора, как это делает специалист в области PR с красивым русским именем Василиса.
ВАСИЛИСА ЩЕБЕТ,посетитель выставки: «Была концепция сделать две башни: Василиса и Дмитрий. Это мой муж. Чтобы была лесенка, которая ведет к этим башенкам и дорожка. Женщины и мужчины в будущем этого города живут по разные стороны и в разных башнях желательно».
«А почему бы и нет», — говорят авторы экспозиции. Здесь все подталкивает к тому, чтобы не боятся экспериментов. Здесь любая, даже самая безумная на первый взгляд идея попадает в благодатную почву.
ПАВЕЛ ПРИГАРА,директор ЦВЗ «Манеж»: «Мы же не говорим о том, что в реальности произойдет. Мы говорим о тех фантазиях, которые возникают у архитекторов, художников, которые проецируют свое сознание в будущее. Это хороший повод поразмышлять, каким может быть город».
Такими мыслями задавался, например, гениальный художник Джовани Батиста Перанези. Представьте только, какой ужас он вызывал у градозащитников XVIII века и как меняются взгляды 300 лет спустя.
ЛЕВ МАНОВИЧ,профессор компьютерных наук городского университета Нью-Йорка: «По-моему, это отталкивающе прекрасно. Искусство начала XX века было асимметрично, и это казалось ужасным, а сейчас кажется красивым. Мнения о красоте меняются. Из века в век. Кто знает, как мы с вами будем выглядеть лет через 50 лет, на каком языке будем разговаривать».
«Мы с вами» — в этом контексте, конечно, не мы с профессором Мановичем, а «мы», в смысле человечество, которому архитекторы прописали «не бояться думать»: летать над Петербургом, не покидая пространства «Манежа», строить города будущего, используя простые и сложные формы, привлекать в качестве строителей гигантских роботов. Делать это здесь и сейчас.
ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент: «В некоторых выставочных пространствах посетителям предлагают передвигаться чуть ли не на ощупь, подсвечивая себе дорогу фонариком и то тут, то там выхватывать из темноты разного рода архитектурные решения».
И где, как не в Петербурге должно размышлять о будущем? Городе, в котором так близко, пусть и не всегда дружно, сосуществуют архитектурные шедевры великих зодчих, пугающие гиганты из стекла и стали и людские муравейники новых жилых кварталов.
МАРИЯ ЭЛЬКИНА,архитектурный критик: «Это размышления, это фантазия, это мечты. А мечты они должны иметь какую-то немного абстрактную форму».
Но самое главное: мечтать о будущем Петербурга, его жителей призывают не только в стенах выставочного пространства. Не абстрактно, а с уважением к истории, ощущением неотвратимости перемен и надежной, что эти перемены будут к лучшему.