В эти дни многие сомневаются в подлинности происходящего. Чаще всего, когда речь заходит о причинах побед нашей сборной. Как бы там ни было, это всего лишь элемент большей иллюзии, которой отчасти посвящена экспозиция, открывшаяся в реставрационном центре Эрмитажа. Предметы буддизма — доктрины, полагающей, что вся наша жизнь – сон.
Поскольку большинство экспонатов — изображения Будды, нужно сказать о нем пару слов. Две с половиной тысячи лет назад в Непале родился принц Сидхартха или Гаутама, которому было предсказано стать спасителем человечества. Молодость он провел во дворце с фантастическим количеством жен, даже упоминать нелепо, хотя почему бы и нет, их у него было 84 тысячи.
Типично восточное преувеличение. Покинув их, он сел под дерево и стал Буддой, причем не вставая, победил дьявола, который перед схваткой жульнически умножил число рук и забрался на слона, даже не знаю, сколько это в километрах высотой. Сомневаться в подлинности столь колоритной фигуры – часть духовной практики буддистов. Анна Лесина предметнее расскажет о предметах этой замечательной культуры.
Вглядываясь в умиротворенные лица, пытаешься раскрыть тайну обретения гармонии. А в ответ лукавая бронзовая улыбка. Буддистские скульптуры индийских, китайских, монгольских и тибетских мастеров впервые предстали перед публикой. Новая экспозиция буддийского искусства IX — середины XIX веков в реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» дополнит основное собрание Эрмитажа.
Михаил Пиотровский,генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Буддизм был безумно моден в Советском Союзе, это перешло в наследство нынешнего времени, во всем мире буддизмом очень увлекаются, и буддистским искусством, и идеями буддизма, которые противостоят идеям христианской цивилизации и дают альтернативу, которая многим кажется безумно интересной, а многим кажется выходом из тех проблем, которые есть».
Гнев и смятение доступны и божествам. Укротить пыл позволяет медитация, погрузившая в сон известнякового Ганешу и Шиву, слепленного из вулканического туфа. Все статуи ранее принадлежали коллекционерам. Многие привезены в Советский Союз из Германии после окончания Второй мировой войны. Каждая скульптура перед тем, как попасть на всеобщее обозрение, скрупулезно реставрировалась.
Алексей Бантиков,заведующий лабораторией научной реставрации произведений прикладного искусства ОНРиК: «Удаление коррозионных наслоений идет очень деликатно и послойно, потому что бытование предмета часто связано с трагедией, многие из объектов горели, а на них напыления золотом, серебром, инкрустация, поэтому это очень сложная работа. Что касается самых старых, у нас там Мантрея, она IX века, Индия, это совершенно удивительное произведение, она инкрустирована серебром».
Бронзовые изваяния получались путем литья. Скульптуру, полую внутри, освящали, вкладывая внутрь ритуальные тексты. Каждая фигура — в единственном экземпляре. Форму статуи придавали и камню: богиня великой мудрости Бодхисаттва, созданная в Индонезии в XIII веке, зажала в руках меч и книгу, свои бессменные атрибуты.
Юли Елихина,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: «Нужно сказать, что божество мудрости — одно из центральных божеств в тибетском буддизме, потому что образованные ламы очень ценились, буддизм — это философская система, это понимание мира, человека и человека в мире. Ламы заучивали все свои тексты наизусть. Божество мудрости, сострадания и силы — эти три центральных божества отказались от достижений Нирваны ради спасения всех живых существ в этом мире».
Божеству тибетского пантеона посвящена модель Вселенной — мандала, сооруженная ламами, специально приглашенными из Бурятии. Универсум существовать вечно не будет, спустя время его уничтожат, тем самым демонстрируя иллюзорность мира. В замерших вокруг песочной вселенной фигурах нет ни толики напряжения. Если замедлить дыхание, то можно удержать время и обрести спокойствие, верят буддисты. А спокойствие и есть истинное счастье.