Накал футбольных страстей в эти дни сложно затмить чем-либо культурным. Зато можно объединить спортивные радости с эстетическим удовольствием. И далеко ходить не придется. Футбольный центр города сейчас — Конюшенная площадь, а буквально за углом — выставочное пространство NAMEGALLERY, в котором сейчас можно наблюдать утонченное ленинградско-петербургское дерби.
На выставке «Уроки рисования» собраны графические работы художников двух разных эпох: классиков 1970-1980-х годов и наших современников. Если вчерашнее противостояние на футбольном поле было вполне однозначным, то с художественным все сложнее. Разбиралась в вопросе Дарья Патрина.
Было и стало – основной контрапункт выставки. На одном полюсе – мастера ленинградской рисовальной школы Давид Боровский, Александр Сколозубов и Борис Власов; на другом – художники XXI века Леонид Цхэ, Маша Ша и Александр Цикаришвили. Пролет между этими платформами длиною лет в 30 не обозначен никак. Но тем ярче сравнение. Точнее и нагляднее.
Галина Иванова,вдова Бориса Власова: «Самое главное – здесь представлена школа петербургских рисовальщиков. Когда-то Владимир Лебедев, возглавлявший Детгиз. Здесь на выставке я вижу проявление этих старых традиций».
Петербургская, ленинградская и снова петербургская Академия художеств всегда славилась школой рисования. Уверенное владение карандашом, канон как оберег от постмодернизма и концептуализма. Однако уберечь невозможно.
Графика всегда на острие времени. Самая восприимчивая и самая отзывчивая. Даже в 1970-е, в глухом застое, она в обход официальной цензуры фиксирует подвижные настроения общества. Александр Сколозубов рисует борцов, Борис Власов – велосипедистов.
Александр Боровский:  «У них была другая культура: канон, ценз, они прорывались за этот канон. Рвались к живости, к естественности».
Современная графика напоминает неудачные наброски прошлых лет. Маша Ша с ее линиями-водорослями и Александр Цикаришвили с намеренно неопрятным рисунком – четверть века назад на уроках рисования они получали бы двойки.
Между ними и старой школой Леонид Цхэ как передаточное звено. Ученик младшего Пахомова теперь сам преподает рисунок в академии. Его графика – тоже бунт против канонов. Классический клубок линий он как будто разматывает в обратном направлении.
Леонид Цхэ,художник: «Была та эпоха, сейчас другая. Нет моста связи. Внутри Академии художеств это сохраняется, но пока не интегрируется в современность. Не заявляет о себе как о явлении. Но все впереди».
Александр Боровский:  «Учение рисунку осталось, ценз остался. Но художник должен находиться в современности. Будет ли это стенограмма жизни, будет ли она соответствовать дыханию жизни или будет чем-то мертвым, зависит уже от художника».
Пессимисты после посещения выставки скажут: петербургская школа рисования заметно ослабла. Оптимисты увидят, что она по-прежнему жива, дышит и струится вслед за изменчивыми художественными течениями. А линии на плоскости по-прежнему способны отражать время во всем его сложном и многообразном объеме.