Никогда не читал «Гарри Поттера», не смотрел ни одной серии «Игры престолов» или ни одного эпизода «Звездных войн». Этим летом как никогда актуальным станет еще один простой повод для гордости — не смотрю матчи чемпионата мира. Пока одни сходят с ума по стартовавшему мундиалю, другие демонстративно его игнорируют. Или как художники из арт-группировки «Зюзинские», бросают на мундиаль свой ироничный взгляд. В галерее «Свиное рыло» открылась их футбольная выставка с неэфирным названием. Рассказать про которую попробует Вячеслав Резаков.
Картина стоит тысячи слов, но будучи написано, даже одно слово из картины не выкинешь. Довольно беспардонное обобщение всего футбола сразу выражено одним энергичным словом, которое мы не решаемся произнести, поскольку не можем отыскать в словаре рекомендуемое для дикторов телевидения ударение. Футбол давно. Все уже поняли, все насчет него. Сейчас каждый может иметь свое мнение. Вот так мажут сажей чемпионат московские «зюзюкинские» художники. Выбравшие себе название в честь рюмочной, в которой они пили чай с бергамотом и обсуждали эти сюжеты. Накал спортивных эмоций выплеснулся не только в картины. Подогреваемый постоянным интересом, он выплескивается в слова фронтмена «зюзинцев» Виктора Пузо, озаряет его красивого апоплексического цвета лицо.
Понятно, что в пантеоне панковской живописи футбол давно занял достойное место. В числе прочих. Очевидно, что и космос, и общепит не так давно, но были осмыслены в том же духе. Пересказывать сюжеты нелепо, но обобщения сделать можно. Как правило, этот нравоучительный рисунок подкреплен выразительным коммюнике. В такой доверительной, хоть и немного жутковатой манере к нам обращаются предупредительные щиты на железной дороге.
«Зюзикинские» же шутят, творя в излюбленном российским зрителем жанре лубка. В чем секрет его популярности? Пока большинство населения в России остается неграмотным в художественном смысле, зрителя повсюду преследует лукавый прищур искусствоведа.
Дескать, вам нравится, так вы ничего не поняли! Здесь все без подвоха. Вот рисунок, вот его смысл. Сами подумайте: зачем картине врать человеку? Пусть теперь нервничают искусствоведы: есть у них чувство юмора или нет? Единственная опасность – местный контекст. В Питере отрадно видеть землистые хари болельщиков в красных шарфах, а вот сине-бело-голубые цвета настораживают, равно как и сатирические изображения знаменитых лиц.
Легко во всем винить себя, но еще легче — кого-то другого. Традиция критического осмысления футбола в живописи родилась задолго до «зюзюкинских» художников. За 400 лет до изобретения футбола Леонардо Да Винчи написал о нем: «Придут времена и надутые шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами». Он написал не на картине, но сказано точно про футбол. Давно. Точно. И смешно, потому что правда.