Тайко, кото, сякухати, сямисэн, наримоно — за этими милыми словечками скрываются традиционные японские музыкальные инструменты. Услышать которые можно было в петербургской Капелле.
Там выступил уникальный ансамбль Aun J Classic Orchestra. Его участники провозглашают: «У музыки нет границ, но у нашей музыки есть национальность». И национальным они гордятся, исполняя как традиционную японскую музыку, так и мелодии из культовых мультфильмов Хаяо Миядзаки.
По всей видимости, это и есть «аун нококю» – «один выдыхает, другой вдыхает». Загадочный японский термин, которым обозначают гармонию взаимопонимания, невыразимую словами. Суть, по идее, любой музыки. И все же коллектив настаивал на особой ее версии – традиционной японской. В чем она? Кому-то хватит обычной ориенталистики звучания национальных инструментов. Профессионалы опишут ее в терминах аппликатуры и особенностей звукоизвлечения. Но гиблое дело обращаться за разъяснениями к самим японцам. Мастер терпеливо объяснит вам, что суть предмета постигается не иначе как многолетней эксплуатацией его в экстремальных условиях. Мудро! Но поневоле придется ограничиться мраморной глыбой, дескать, это часть национальной культуры. Вручили нам, а мы бережно передаем вам. Держите.
Рёхэй Иноуэ,руководитель ансамбля Aun J Classic Orchestra: «Раньше эти старинные музыкальные инструменты звучали лишь по особым случаям, то есть во время обрядов или концертов, где редко бывает молодежь. И нам хотелось сделать мир японской музыки открытым для всех, в том числе и для молодых людей».
Любопытно, что на японских инструментах обычно играют по одиночке, и все исполнители дают сольные концерты. Здесь ситуация характерна скорее для рок-н-рола, когда участники супергруппы, часто не знакомые друг с другом, собираются для масштабного тура по Европе. Встретились, сыгрались, и поехали! Примерно так и здесь. Законы шоу. Японские музыканты вели себя на сцене задорно, перекидываясь шуточками с залом, и развлекали публику эксцентричными номерами. Не дать, не взять – бессмертная сцена из фильма «Призрак». Вместо гончарной глины четыре руки скользят по грифу лютни сямисэн. Да и лирическая тема другая.
Традиционная Япония была и остается страной множества правил. Из которых до нас донеслись лишь отголоски чайной церемонии и ритуала сеппуку. Не понимая их сути, мы знакомимся с красотой чужой математики, в которой мы не знаем даже арифметических действий. Восточная философия – загадочна и непостижима. Квантовая механика – загадочна и непостижима. Вот люди и решают, говорил Вольфганг Паули, что это одно и то же. Ученый прав. Здесь нас завораживает та же музыка, что и на лекции по астрофизике. Поэзия звуков, значения которых мы не понимаем. Не то, чтобы не хватает ума. Как говорится, на все просто не хватает времени.
Добавляйте телеканал «Санкт-Петербург» в список ваших источников «Яндекс.Новостей».