Юрий Зинчук, ведущий: «А теперь давайте поговорим о будущем. Этой теме очень много было посвящено дискуссии на петербургском форуме. Искусственный интеллект, замена человека роботами, BIG DATA, цифровая экономика. Идёт четвёртая индустриальная революция.
Но вот посмотрите. Ещё вчера были таксопарки, автопредприятия. А сегодня – раз! – и от этого почти ничего не осталось. Приложения, которые работают как интернет-платформы наподобие "Убера" заменили все эти громоздкие гаражи и автопарки. И это лишь один из тысячи примеров.
Итак. Петербургский Форум. В поисках ответа на вопрос – а какое будущее нас ждёт? И почему наша ближайшая реальность будет фантастичнее самых смелых прогнозов футурологов? Об этом в репортаже нашего обозревателя Павла Никифорова».
Павел Никифоров, корреспондент: «Петербургский международный экономический форум 2018 всё меньше похож на классическую площадку, где заключаются контракты, и всё больше походит на некий инкубатор, где развивают цифровые подходы в экономике. Блокчейн, криптовалюта, цифровая экономика — вот язык, на котором говорят участники форума».
Казалось бы, в самом названии форума заложены все возможные ответы: экономический, международный, петербургский. Но по факту 22-й ПМЭФ – как его давно прозвали журналисты – уходит чуть ли не в чистую науку. Стоит только прочитать названия прошедших сессий: «Как создать безопасную глобальную цифровую инфраструктуру», «Цифровая реальность атомной отросли», «Ставка на электронную торговлю».
Павел Никифоров, корреспондент: «Этот известный всему миру внедорожник, буквально застрявший в глыбе янтаря, сам того не подозревая стал одним из главных и неочевидных символов нынешнего форума. Когда технология устаревает, то буквально превращается в камень. Так же и с экономикой, чтобы она не окаменела её нужно развивать иногда самым неочевидным путём из всех возможных».
Что за неочевидные ходы? Во-первых, персоналии, которые эти ходы и должны предлагать. Степан Солженицын, сын Александра Солженицына. Его отец – один из главных отечественных мыслителей второй половины 20 века – был озадачен судьбой всей страны. А сам Степан уже в современной России, вернувшись из США, озадачился проблемой экономики.
– Такое ощущение, что Петербургский экономический форум всё больше и больше уходит в науку, и такое ощущение, что эта та история, которая необходима сейчас мировой экономике, или я ошибаюсь?
Степан Солженицын, старший партнер "McKinsey & Company": «Это почти и есть ответ на вопрос. То есть, он, конечно же, не научный форум, просто экономическая и бизнес реальность таковы, что именно в новых разработках, в дешевеющих датчиках, во всё более мощных и мощных способностях софта мы решаем задачи, которые раньше даже и не брались решать, а теперь можем».
Другими словами, Петербургский форум стал той площадкой, где доказывается: научные достижения уже стали основой для глобальной экономики. И той площадкой, где уже сейчас задумываются, по какому принципу будет устроена экономика будущего. Митио Каку – тот человек, которому суждено заменить ушедшего от нас Стивена Хокинга. Соавтор «теории струн», популяризатор науки, футуролог, чьи книги читают во всём мире и к чему мнению прислушиваются политические лидеры.
Митио Каку: «Наука – это двигатель процветания, и существует 4 волны богатого поколения; волна, как вы уже догадались — это искусственный интеллект, биотехнологии и нейро-технологии. Они станут источником рабочих мест. И, кстати, Российская экономика, как я считаю, в полном порядке, за исключением того, что она диверсифицирована. Единственное, нам нужно больше людей в IT-секторе, больше людей, увеличивающих доход, количество рабочих мест и достаток, используя высокие технологии и искусственный интеллект».
Прогнозирование будущего, экономики будущего — как красная нить, которая прошла через весь форум, буквально через каждую панельную сессию. Пригласить на Петербургский форум одновременно и главного скептика мира Нассим Талеба, написавшего бестселлер «Черный лебедь» и главного мистика Садхгуру, да еще и посадить их за один стол — это и есть те неочевидные ходы и пути, про которые мы говорили в самом начале.
Нассим Талеб, почетный профессор в области управления рисками, политехнический факультет Нью-Йоркского университета: «Я работаю с хрупкостью, по сути, всё хрупкое рано или поздно сломается. И если прогнозировать на 30 лет вперед, то мне не нужно представлять все эти новые вещи, я просто смотрю, пытаюсь найти нечто хрупкое — ведь именно хрупкое и исчезнет. Очень простое правило».
Суть ясна – поиск хрупкого бизнеса на рынке, чтобы понять, что именно скоро может исчезнуть. А понимая это можно просчитать риски и даже избежать их. Но у индийского мистика совсем другой подход. Всё что сделал человек – хрупко, по определению. И единственное, по-настоящему не хрупкое в нашем мире – мы, люди.
Садхгуру, йогин, мистик: «Если посмотреть на историю человечества, то мы увидим, что это была история выживания. И я считаю, что ближайшие 25-30 лет вот эта борьба за выживание будет устранена, стёрта с лица земли. И тут человечество действительно разовьется, только тогда человек и станет действительно настоящим человеком».
Технологии подарят нам главное – свободу. Свободу от работы, от болезней, от войн. И в этот момент и наступит экономика будущего. Впрочем, такое ощущение, что на Петербургском международном экономическом форуме она уже наступила.