Краткая история петербургской подземки – в репортаже Антона Цумана.
Юрий Зинчук, ведущий: «Но самая радостная для нас новость на этой неделе – это открытие станции метро «Новокрестовская». Если город строит метро, значит, город живёт! Губернатор Петербурга на этой неделе показал премьер-министру Медведеву новую станцию. Как петербуржец петербуржцу. Напомню, что из 30 млрд. рублей почти 12 млрд. были выделены по личному распоряжению другого петербуржца – Владимира Путина. Так что строили, что называется, всем миром. И построили в предельно сжатые сроки – два года».
Дмитрий Медведев, премьер-министр России: «Я хорошо знаю наше Ленинградское ещё когда-то, потом петербургское метро. В прежние годы, когда я жил, я пользовался регулярно. Но такого метро у нас ещё не было. Чтобы на намывной территории, с двумя тоннелями. Это уникальный строительный опыт. Я вас с этим поздравляю».
Юрий Зинчук, ведущий: «Итак, петербургский метрополитен на этой неделе стал на 4 километра длиннее и на одну станцию больше. А что такое – наше петербургское метро? В чём его уникальность? Да, это самое глубокое метро в мире. Таковы особенности болотных невских грунтов. Но чем наш метрополитен еще отличается от метро многих других европейских мегаполисов? Давайте наш корреспондент Антон Цуман проведёт для вас небольшую экскурсию на эту тему».
Новый берег Крестовского острова. Новая станция, которую вовсю готовят к официальному открытию. А Петербургский иллюстратор Илья Тихомиров приходит сюда сделать первые наброски к новому рисунку в его знаменитой серии о станциях Петербургского метро. И уже знает, что в нем можно отразить. Короткий стих, который сопровождает каждую работу Ильи он обещает придумать как только станция оживет. А пока мы отправимся на экскурсию в те уголки петербургского метро, которые уже живут полной жизнью.
Про станцию «Автово» Ленинградцы так и говорили, мол, поедем на станцию с хрустальными колоннами. Они действительно выглядят стеклянными, но это не так. Внутри бетонный стержень, а стеклянные панели огранены так, что преломляют солнечный свет и действительно кажутся хрустальными.
Строительство метрополитена в городе с болотистой почвой даже в середине 20 века казалось фантастикой. Поэтому каждую станцию сделали уникальной и эстетически, и технологически. Многие из них стали примером для всего мира. Вот проектный макет станции «Технологический институт» из экспозиции Железнодорожного музея Санкт-Петербурга. Тот самый, что в 1957 году произвел настоящий фурор на Брюссельской выставке. Но иногда смелые и, как тогда казалось, правильные решения, приводили к самым настоящим катастрофам.
В 1974 при строительстве линии от «Лесной» на север города метростроевцы рискнули пройти тоннель через него напрямую. В результате аварии более километра перегонов оказались затопленными смесью воды и песка.
С последствиями пришлось столкнуться уже в 1994 году, когда тоннели под «Площадью Мужества» пришлось закрыть и затопить. В результате целых 10 лет красная ветка была буквально разорвана. Но этот неудачный опыт ясно показал, что и на ошибках можно учиться.
Станциями-призраками принято называть недействующие или недостроенные объекты. Такой, например, долгое время была «Адмиралтейская», пока не построили выход на поверхность. Но в стороне от «Ломоносовской» есть целая линия-призрак. Несколько сотен метров тоннелей, по которым составы так никогда и не пошли.
И если бы план осуществился, наша подземка была бы совсем другой. Но метро как часть города растет и развивается вместе с ним. И в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры уже делятся планами развить линию от только что построенной «Беговой» дальше. И это лишний раз подтверждает тот факт, что метро для нашего города не только способ добраться из точки А в точку Б. Это неотъемлемая часть города. Его книга, в которую пишется история его повседневной жизни. В которой на этой неделе появились целых две новых страницы.