Казалось бы, детство — самая прекрасная пора в жизни человека. Но это в идеальном мире. «Детство. Жизнь вопреки» — так страшно звучит название новой выставки, которая открылась в РОСФОТО. Она организована совместно с Международным комитетом «Красного Креста» и посвящена проблемам детей в развивающихся странах. В экспозиции представлено около 300 фотографий. Дарья Патрина их внимательно рассмотрела.
Учатся в школе, делают прививки, играют в футбол, купаются и даже смеются — опаленные войнами, числа которым нет. Истощенные, искалеченные, потерянные, но сохраняющие надежду. На разных континентах, в разное время и наверняка где-то прямо сейчас. Война не делает для детей исключений.
Том Стоддарт,фотограф: «Я не снимаю шокирующие кадры, я ищу образ, чтобы это сподвигло людей действовать. В 1998 году я работал в Судане. Там был голод. Мы сделали серию фотографий, было много снимков истощенных детей. И после того, как их опубликовали в газетах, нам удалось собрать 150 тысяч долларов. Такой почти фантастический случай».
В 2012-м по приглашению международного комитета «Красного Креста» Том Стоддарт вернулся в Южный Судан. Нашел там те же последствия многолетней гражданской войны: голод, недостаток воды и недоступность медицинской помощи. Кадры, сделанные им, вошли в архив «Красного Креста» — самый большой в мире архив гуманитарной фотографии. Свыше 730 тысяч снимков-свидетельств человеческой жестокости и человеческого страдания.
Магне Барт,глава региональной делегации международного комитета «Красного Креста» в России, Беларуси и Молдове: «К сожалению, война — это часть жизни. Войны будут в ближайшем будущем. Наша задача — влиять на тех, кто контролирует ситуацию на местах. Это военные, это политики. Сделать так, чтобы они ограничивали свои действия в соответствии с международным правом. В этом суть нашей работы, в том числе наших выставок».
«Красный Крест» сотрудничает с фотографами более ста лет. На этой выставке самые ранние работы — Польша и Греция времен Второй мировой. Дальше по хронологии: Палестина, Вьетнам, Пакистан, Камбоджа, Афганистан, Руанда, Ирак, Судан, Косово, Колумбия. Вторая половина прошлого века, да и начало нынешнего, изобилуют военными конфликтами. Выстраиваясь в ряд, эти фотографии кажутся портретом одной бесконечной войны.
Захар Коловский,генеральный директор музейно-выставочного центра РОСФОТО: «Когда мы размышляли об этом проекте, мы говорили, что нужны хорошие образы. В медийном пространстве постоянно идет нивелировка».
Витольд Крассовский,фотограф: «Дело в том, чтобы сделать символический снимок этой войны. Не другой, не любой, а этой. И это все».
Грудной младенец из Нагасаки и сирийские мальчики, подражающие солдатам. Перуанский подросток, наблюдающий длинную похоронную процессию. Каждая из историй не терпит обобщений.