Когда в 1993 году проводили первый фестиваль «Виват кино России», сам наш кинематограф лежал в руинах вместе с почившей недавно страной. Сейчас, если верить цифрам, совсем другая картина. Совокупные сборы российского проката постоянно растут.
В 2017 году они составили рекордные 53 миллиарда рублей. В десятке самых кассовых картин 2017 сразу три фильма из России: «Последний богатырь», «Притяжение» и, конечно, «Движение вверх». И символично, что автор главного российского хита Антон Мегердичев – председатель жюри 26-го кинофестиваля.
Но если блокбастерам открыты все дороги к зрителям, то что делать авторскому кино? В современной России есть только два пути найти деньги на такие фильмы. Первый – рискнуть своими средствами, как это сделал IT-инвестор Дмитрий Фалькович, который снял историю о бизнесмене, бежавшем из Москвы в Киев в поисках легкой наживы. Она открывала конкурсную программу фестиваля.
Другой способ – получить поддержку у Министерства культуры. Так сделали создатели фильма о русских полярных исследователях «Первый». Но, в любом случае, путь такого кино к зрителю в нашей стране совсем непростой.
Всего в главной программе нынешнего фестиваля 8 картин. Среди них известные зрителям: космический «Салют-7» или военный «Рубеж». Но есть и работы, о которых мало кто узнал бы, если бы не этот фестиваль. Например, продюсерский дебют Федора Добронравова о любовном треугольнике в российской глубинке «Жили-были».
Впрочем, помимо конкурса, этот петербургский фестиваль известен и своими тематическим программами, которых на сей раз набралось почти два десятка: к 90-летию Алексея Баталова, 85-летию Александра Митты или 90-летию Виталия Мельникова, которого чествовали на церемонии открытия. Вольно или невольно это заставляет нас вспомнить времена, когда деревья были большими, а зрителя не надо было заманивать на наше кино, отменяя премьеры зарубежных фильмов.
Просто потому что в прокате их было мало. Каким путем пойдет российский кинематограф сегодня: выберет непростую конкуренцию или политику жестких преференций? Несмотря на то, что фильмам с лейблом «Сделано в России» уже больше четверти века, выяснилось: ответ на этот вопрос еще предстоит дать.