Остросоциальную черную комедию об ужасах и последствиях войны показали на сцене театра «Приют комедианта». На вечере побывала Елена Боброва.
Как-то так получилось, что самопровозглашенная республика Сербская для нас — практически белый лист. Все думают: а, Сербия, Белград. Нет, это именно республика Сербская, и столица ее – город Баня-Лука. Маленький, очень уютный, с улицами в получасе ходьбы от центра, перетекающими в горы, где пасутся козы и овцы.
Трудно представить, что еще совсем недавно эту страну раздирала гражданская война. Но она в памяти каждого. И артистов Национального театра, которые приехали в Петербург в эти майские дни.
Александр Стойкович,художественный руководитель театра: «Я был на войне. Я знаю, как это».
В этот вечер мы не только открыли для себя современную сербскую драматургию, но и узнали о той войне. Наверное, театр со 100-летней историей мог начать Дни республики Сербской другим спектаклем, в его репертуаре представлена огромная палитра сербских авторов.
Но они выбрали «Сыновья умирают первыми» ? черную комедию в духе Монти Пайтона о том, как мафиози наживаются на продаже сведений о захоронениях павших.
Александр Стойкович,художественный руководитель театра: «Это очень важная тема из истории республики. И она по-прежнему актуальна. Люди до сих пор ищут по всей стране останки своих близких, погибших в войне. И не важно, на чьей стороне они воевали – родные страдают одинаково».
Мы узнали про войну, про которую не знали. И от того, что происходит на сцене, жутко. Нет никаких ужасов, рек крови. Но когда молятся не за то, чтобы найти сына живым, а за то, чтобы найти хотя бы его тело, это так страшно, что остается только смеяться.
Сербы это умеют, Кустурица доказал всему миру. И все же расслабиться в смехе не дает знание: этот гротеск, этот абсурд ? не фантазии драматурга Мате Матишича, которого можно назвать сербским Макдонахом, а самая настоящая реальность. И трудно себе представить мужество актеров, которые играют про себя.
Наташа Иванчевич,актриса: «Тяжело работать с такой темой. Вначале не знала, как играть свою роль. Ведь моя семья пережила то же, что и персонажи нашего спектакля. Но эта роль помогла мне преодолеть эту боль».
В конце этого бескомпромиссного и провокационного комментария к послевоенной реальности бывшей Югославии в голове крутилось одно утверждение и два вопроса.
С утверждением все просто – сербские актеры в очередной раз доказали, что в искусстве табу нет. А с вопросами сложнее. И оба они касаются нас. Сможем ли мы когда-нибудь так же лихо, со смехом ведя к трагедии, рассказать о наших синдромах ? афганском и чеченском? И действительно ли вечное возвращение к прошлому приносит только несчастье и открывает новый круг зла и ненависти?