Юн Фоссе — классик современной норвежской литературы, прозаик, поэт и драматург, чьи пьесы востребованы мировыми сценами. Их ставили ведущие европейские режиссеры: Томас Остермайер, Фальк Рихтер, Клод Режи.
Английское издание The Daily Telegraph 10 лет назад присвоила ему звание живого гения, а театральные критики называют вторым драматургом Норвегии после Генрика Ибсена. Однако в России о Фоссе знают пока что не очень много. В нашем городе только в репертуаре Театра Ленсовета значится его «Сон об осени» в постановке Юрия Бутусова.
Чтобы представить драматурга общественности и был организован первый российский фестиваль Юна Фоссе, о котором расскажет Павел Богданов.
Павел Богданов,корреспондент: «Юна Фоссе называют «вторым Ибсеном», сравнивают с Беккетом и Метерлинком. Ему прочат Нобелевскую премию, а его пьесы ставят по всему миру: от родной Норвегии до далекого Китая. Но в России Юн Фоссе почти неизвестен».
И это при том, что в нашей стране традиционно большой интерес к норвежской литературе. Знают Ибсена, Гамсуна, современных писателей. Но самый великий из ныне живущих почему-то остается неизвестным.
То, что завершить фестиваль, посвященный творчеству Фоссе, решили именно в Петербурге, по-своему символично. Ведь Петербург — единственный город в России, где был влюбленный в произведения Достоевского, драматург. Но главное — именно в Театре Ленсовета идет одно из программных произведений Фоссе «Сон об осени» Юрия Бутусова.
Ставить эту, как и другие пьесы Фоссе, непросто. Персонажи принципиально безымянны и обезличены. Время действия неопределенно, без какого бы то ни было авторского подспорья для понимания.
Найти дорогу такой драматургии в России оказывается почти невозможным. Финскому режиссеру, выпускнику ГИТИСа Йоэлу Лехтонену пришлось звонить в десятки театров, прежде чем он нашел площадку для постановки спектакля «Имя» в Центральном доме актера. В ответ он слышал неизменное: «Это не драматургия». Действительно, история о девушке, которая привезла отца своего будущего ребенка в родительский дом, лишена кровавых драм, к которым зритель привык еще со времен Шекспира. В «Имени», как и во многих произведениях Фоссе, царит тишина. Но от нее становится особенно не по себе.
Британское аналитическое агентство Synectics включило Юна Фоссе в сотню ныне живущих гениев. Хотя сейчас он пьесы уже не пишет и до предела свел контакты с внешним миром, предпочитая затворничество в своей резиденции среди норвежских фьордов.
Кто-то говорит, что он таким образом спасает себя от разнообразных соблазнов и хочет сосредоточиться на прозе и стихах. Но быть может объяснение куда сложнее: возможно, Юн Фоссе все понял про природу человека, и мы ему больше просто не интересны.