Тему безопасности мы продолжаем. Сегодня вспоминаем трагедию, которая произошла год назад, когда в метро на перегоне между станциями «Сенная» и «Технологический институт» прогремел взрыв. Был совершён теракт. Мы продолжим говорить на эту тему, с которым связываемся по телефону. Это подполковник запаса ФСО Николай Полунин.
Николай Яковлевич, скажите, спустя год как вы оцениваете насколько метро безопасно для передвижения горожан?
Вы знаете, год назад, когда это случилось, нужно было поступить так же, как поступили в Кемерове. Проанализировать все недостатки и наказать виновных. Все специалисты в один голос говорят, что рамочные детекторы не пригодны для метро, для потока. Кто их закупал, принимал решение об их установке? Сотни миллионов рублей потрачено на это. И выводов не сделано.
То есть эта система не сработала в прошлом году?
Не только не сработала, она не предназначена для работы в метро.
И не работает и сейчас?
И сейчас они пищат эти рамки, звенят, и никто на них не обращает внимание. Никакого эффекта нет. Стоят люди, контролируют выборочно по поведенческим признакам. Я сам наблюдал, как они работают. Это тоже сотни людей, я подсчитал — это где-то 500 специалистов во всех вестибюлях метро осуществляют визуальный контроль. Любой психолог скажет, что в таком режиме постоянного наблюдения может быть активно внимательным 2-3 часа, то есть их нужно менять каждые 2-3 часа. Что говорит статистика? За полгода в метро прошли 360 млн пассажиров, досмотрено около 3 млн пассажиров. Это небольшой процент. Я считаю, что надёжность работы метро недостаточная, она поверхностная.
Мы постоянно говорим, что нельзя паниковать в подобных ситуациях, но это очень сложно сделать. По каким признакам мы можем распознать, что что-то происходит не то?
Что надвигается опасность?
Единственное, это надо быть внимательным. Я бы посоветовал не быть пассивным к окружению. Если вы заходите в метро, в вагон, обратите внимание: стоят какие-то вещи у ног, рядом с пассажиром, он пришёл с вещами, выходит — оставляет вещи. На это нужно обращать внимание. Не уткнуться в гаджеты, книгу или в газету, а посмотреть вокруг. Потому что зона метро — это зона повышенной опасности. Не нужно быть пассивным пассажиром, а элементарные правила безопасности соблюдать.