Как изучение поведения муравьёв поможет спасти человеческие жизни? И зачем сегодня нужно изучать математику? О петербургских учёных и их разработках – репортаж Павла Никифорова.
Павел Никифоров, корреспондент: «Менделеев, Павлов, Ландау, Алферов, Перельман – из великих ученых Петербурга можно составить отдельный город. И пополняться он будет постоянно. Петербург появился неординарным образом, в самом неочевидном месте – он вырос в топях, в лесу и болоте. Там где город, по идее, строить не должны были. И только одним своим существованием, он до сих пор подсказывает ученым всех мастей, что действовать, порой, необходимо самым неочевидным путём из всех возможных».
Эта история не про биологию, а про информатику. Как раз из разряда неочевидных ходов ученых. Сотрудник ИТМО Илья Викснин, анализируя данные поведения муравьев, разработал модель, которая поможет не только снизить число жертв во время терактов, но и поможет предсказывать поведение человека в самых разных ситуациях.
Илья Викснин, руководитель лаборатории «Мультиагентные системы» Университета ИТМО: «Как это в принципе работает. Сначала разведчики находят маршруты, потом по ним выдвигаются муравьи-трудяги и переносят пищу. Когда они переносят пищу, то оставляют некоторый феромон. И чем короче маршрут, тем сильней там будет запах, и остальные маршруты постепенно будут отсекаться, исчезать».
Другими словами, если в толпу запустить агента, который знает безопасные выходы, то именно они поведут за собой в случае чрезвычайного происшествия. Ведь часто при взрывах или пожарах много людей гибнет только потому, что в панике бегут не туда, куда нужно. Или в здании неправильно расставлены охранники, или аварийные выходы находятся в неудобных местах.
Илья Викснин, руководитель лаборатории «Мультиагентные системы» Университета ИТМО: «Муравьи, они глобально выполняют задачу наилучшим из способов, оптимальным способом. Получается, что у нас человек, когда паникует, он так же пытается выбежать оптимальным путём, он доверяет большинству, которое бежит. То есть, если толпа ломанулась в эту дверь, то человек пойдёт за ней. И тут то же самое».
Когда мы собираемся в толпу, то власть разума ослабевает, мы начинаем действовать по принципу роевого интеллекта. Изучая алгоритмы поведения в животном мире, мы можем сделать нашу жизнь безопасней. Но, чтобы прийти к этому, иногда нужно пойти самым неочевидным путей из всех возможных.
Например, таким неочевидным путём в своё время пошли петербургские ученые, когда создавали Ботанический сад на Аптекарском острове. Он появился 300 лет назад на параллели Камчатки и Аляски – там, где не то, что пальмы – дубы не растут. А у нас выросли. Историк Евгений Анисимов так и объясняет: Петру Первому получилось изменить природу местности, но не удалось изменить природу русского человека.
Евгений Анисимов, профессор НИУ ВШЭ: «Он стремился переделать природу русского человека, но что такое изменить природу русского человека? Есть такая замечательная поговорка: "бей русского – часы сделает". Он вообще плохо относился к русскому народу. Он считал, что это лжецы, бездельники, что они не хотят по-настоящему продвигаться вперед. И у него была простая концепция: прогресс через насилие. Я вас заставлю!»
И ведь заставлял, а тем самым и менял. В этом главная суть: понимая и изучая период петровских реформ, мы больше узнаём о нас сегодняшних. И в этом главный ответ на вопрос «зачем сейчас изучать историю нашей страны начала 18 века?». А зачем изучать сегодня математику, которая практически полностью ушла в абстракцию? Здесь-то какая польза для рядовых петербуржцев?
Математик Анатолий Вершик не просто главный научный сотрудник знаменитого Института Стеклова, учитель и прямой начальник Перельмана, когда тот работал в институте. Вершик – легенда, и если кто-то и может объяснить, зачем сегодня рядовым петербуржцам заниматься математикой, то именно он.
Анатолий Вершик, доктор физико-математических наук: «Математика – это часть человеческого мозга, человеческой культуры. И этот вопрос можно поставить так: "зачем повышать культурный уровень человечества, развивать её"? Это то же самое. Я думаю ответ в том, что мы должны понимать, как математика влияет на все сферы человеческой жизни».
Но есть у математики еще одно, совершенно конкретное и прикладное свойство. И дело тут не в совести, а в логике:
– Математика приучает ненавидеть ложь! А есть такие вещи, где к ней относятся иначе. Математик, по существу, если он математик, он должен отвечать за свои высказывания и говорить то, что есть. Это — я не хочу обидеть другие специальности и сказать, что там этого нет – но здесь это суть».
Кстати, Григорий Перельман, который был в подчинении у Вершика, решил одну из семи задач тысячелетия исходя именно из этих принципов: ненависть ко лжи и неординарные решения. Ведь петербургским ученым сам город подсказывает, что действовать, порой, необходимо самым неочевидным путём из всех возможных.