Яркий во всех смыслах тому пример — Андреас Явленский, сын выдающегося экспрессиониста Алексея фон Явленского. Впервые в Петербурге работы известного отца и малоизвестного сына демонстрируют вместе в Михайловском замке. На выставке побывала Дарья Патрина.
Сын русского художника Андреас Незнакомов-Явленский впервые увидел Россию в 1944году, когда в статусе военнопленного был отправлен в Сибирь. В Сибири он провел 10 лет и все это время боялся писать пейзажи, боялся, что эта странная страна захватит его настолько, что он не сможет вернуться в Швейцарию, где его ждали мать, жена и старшая дочь.
Младшая дочь Ангелика сейчас заведует его архивом. И на днях была в Русском музее на открытии первой в России выставки своего отца.
Ангелика Явленская Бианкони,дочь Андреаса Явленского: «Это проклятие всех детей гениев. Он всю жизнь был в тени своего отца. И я рада открывать зрителям его творчество».
Отец Андреаса, Алексей Явленский, был учеником Ильи Репина и покинул Россию еще до начала Первой мировой. Тогда они шумной молодой компанией: Грабарь, Явленский, Кардовский, Кандинский отправились в Мюнхен и там, в школе Ашбе, продолжили художественное образование.
Явленскому понадобилось немало времени, чтобы, испытав множественные влияния, найти, наконец, свой собственный стиль. На выставке в Русском музее первый зал – это ранний Явленский, представленный в контексте русских художников, его современников.
В начале 20-х годов Алексей Явленский – уже имя в европейском искусстве. Его ставят в один ряд с немецкими экспрессионистами, но он идет дальше, едва удерживаясь от последнего, вслед за Кандинским, шагая в абстрактное и оставаясь все же по эту – фигуративную – сторону искусства.
Явленский пишет сериями. Иногда по пять сразу, все они растянуты во времени. Вариации на пейзажную тему. Мистические головы. Лики спасителя. Медитации. Медитации, созданные уже в конце 30-х – его последнее художественное послание. Явленского уже терзала болезнь суставов, и работа с кистью была мучительна. Главным выразительным средством стало сочетание цветов. «Большая медитация после бури» теперь останется в коллекции Русского музея.
Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе: «Это прекрасно. У нас была только его ранняя работа. Теперь станет две».
Несколько десятилетий русский художник Алексей Явленский оставался явлением исключительно европейским. Его полотен в России можно перечесть по пальцам. Работы его сына, тоже русского художника, для нас вообще «терра инкогнита». И сейчас мы как будто наверстываем упущенное. Узнаем удивительную историю художественной семьи. И можем в развитии наблюдать путь, проделанный художниками вдали от исторической родины.
Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.