В гостях у программы «Хорошее утро» Лилия Фёдорова, адвокат.

людмила ширяева,ведущая:
Куда жаловаться, что делать, если вы, не дай Бог, поскользнулись и упали из-за наледи, снега, узнаем у нашей гостьи. Приветствуем Лилию Фёдорову, члена коллегии адвокатов Санкт-Петербурга.
андрей зайцев,ведущий:
С одной стороны — понятно, чистят крыши, сосульки, всё обтянуто красной лентой, напротив стоит человек с мегафоном. Но наледь всё равно есть, где-то есть неровные места. Может ли гражданин жаловаться и куда, если может, в том случае, если подвернул ногу или что-то серьёзнее случилось?
Лилия Фёдорова,адвокат:
Жаловаться нужно. В службу Роспотребнадзора, поскольку уборка и эксплуатация жилых помещений — это обязанность управляющей компании. Это деятельность регулируется законом о защите прав потребителей тоже.
андрей зайцев,ведущий:
Чтобы это заявление приняли, что я должен предоставить?
Лилия Фёдорова,адвокат:
Заявление принимается в любом случае: в электронном виде или письменно. По нему проводится работа.
людмила ширяева,ведущая:
А какие-то фотографии, видео нужно прикладывать? Ведь мы жалуемся на конкретные вещи, например, на то, что наледь у подъезда.
Лилия Фёдорова,адвокат:
Конечно, можно прикладывать какие-то фото. Но гражданам, особенно, если они не дай Бог получили какой-то ущерб здоровью, конечно, прямая дорога в суд, судебные органы, как правило, с иском о возмещении вреда, причинённому здоровью.
андрей зайцев,ведущий:
А по вашему опыту, много ли граждан доходят до суда в таких ситуациях?
Лилия Фёдорова,адвокат:
Да, и обязательно выигрывают. Это очень большая доля споров — о защите прав потребителей, споры о возмещении ущерба, причинённому здоровью.
андрей зайцев,ведущий:
Вот, смотрите, стандартная ситуация: человек вышел из дома, поскользнулся на ступенях…
людмила ширяева,ведущая:
Но ведь смотря куда вышел. Потому что, если вышел во двор — это зона деятельности управляющей компании, а если на улицу? Это разные зоны ответственности?
Лилия Фёдорова,адвокат:
Это разные зоны ответственности. Но тротуар — рядом с многоквартирным домом, какая-то управляющая компания тоже следит за состоянием либо тротуара, либо крыши — в зависимости от того, от чего мы получили повреждения. Но я хочу нацелить наших граждан не на поиск ответчика, поскольку я его уже рассматриваю как истца. Его самая главная задача зафиксировать два факта: сам по себе несчастный случай и объём того ущерба, который он получил. Поэтому, граждане, не занимайтесь лишним — этим займутся профессионалы. Ваша задача реабилитироваться, восстановить здоровье. А когда пойдёте к врачу или в травмпункт, соберитесь, проконтролируйте, чтобы была чёткая запись врачом закреплена, что эта травма была причинена в результате несчастного случая. Зафиксировано, когда, где и во сколько. Обязательно опишите симптомы, объём того ущерба, какие синяки, ссадины вы получили.
людмила ширяева,ведущая:
Я слышала, что лучше всего вызвать официально скорую помощь.
Лилия Фёдорова,адвокат:

Конечно.

людмила ширяева,ведущая:
А врач сам какой-то правильный бланк выдаст, который будет потом играть свою роль?
Лилия Фёдорова,адвокат:

Вообще, все врачи, когда слышат, что эта травма в результате несчастного случая, особенно если это травма средней тяжести и выше, они уже сами обращаются в органы.

андрей зайцев,ведущий:
А куда обращаться, если глыба снега или сосулька рухнула с крыши на автомобиль?
Лилия Фёдорова,адвокат:

Всё тоже самое. Только вы не свои симптомы и повреждения фиксируете, а на машине. И обращаетесь в ту же организацию. Обязательно, это очень перспективное направление.