Шемякин не был бы собой, если бы не сделал эти предметы такими сказочными. В этих украшениях важно даже не то, что они образцы ювелирного искусства, а яркие образы и узнаваемый почерк мастера.
Михаил Шемякин,художник: В них всё строится на ином. Не на драгоценности камней. Это всё построено на эстетике. Это своеобразный сувенир балета, это своеобразный персонаж, который где-то интригует, вызывает, наверно. интерес и любопытство рассмотреть его поближе.
В основу коллекции Шемякин положил собственные эскизы к балету «Щелкунчик», который ставил в Мариинском театре. Для этой постановки он подготовил больше тысячи эскизов и изобрёл целый мир. Она произвела фурор и держится в репертуаре театра больше 15 лет. Время, за которое эти образы, кажется, стали уже такими знакомыми.
Дарья Чердынцева,корреспондент: Уходящие гости из балет «Щелкунчик» Михаила Шемякина возвращаются! На этот раз воплощённые в камне и металле. И это только часть целой ювелирной коллекции по эскизам мастера.
Шемякин пошёл дальше в балете и создал «Волшебный орех». А теперь эти образы подводного царства, наполненного фантастическими существами, тоже стали драгоценностями.
Михаил Шемякин,художник: Я придумал эту историю впервые для балета, потому что она входила в некоторые балеты, но она не умещалась в партитуре Чайковского. Когда в поисках ореха волшебного Дроссельмейер со своим племянником спускается на дно морское, там появляются фантастические существа, танцы, лягушки. Там много таких фантастических фигур балетных, которые легко можно было переводить в ювелирку.
Впрочем, фантазиями на тему «Щелкунчика» ювелирная коллекция не исчерпывается. Есть в ней и оберег от дурного глаза — на манер тех, что распространены в Европе, и украшения на важную для Шемякина тему смерти. Но всё же и дальше художник намерен идти по собственной «партируре» балетных эскизов.
Михаил Шемякин,художник: Таким образом, наверное, дойдём и до других балетов. «Капелию» я делал, версию для Вильнюса. Очень интересно, там тоже интереснейшие персонажи, и хороши для ювелирки, и для фарфора. И метафизический балет, потом была «Весна священная», я думаю, вот эти жуки и тараканы (я перенёс всё действие в царство насекомых) — я думаю, это тоже, наверное, будет пользоваться успехом.
Коллекция драгоценностей от самого сказочного русского художника постоянно пополняется. Кстати, найти такие украшения можно только в Петербурге, Москве и в Баден-Бадене.