В гостях у программы «Хорошее утро» Марк Рестеллини,историк искусства, куратор выставки.
александра емельянова,ведущая: 25 ноября в музее Фаберже открывается уникальная выставка. Впервые в России будет демонстрироваться коллекция ведущих художников парижской школы — «Модильяни, Сутин и легенды Монпарнаса».
людмила ширяева,ведущая: Марк, как так получилось, что вы вообще увлеклись творчеством Амедео Модильяни.
Марк Рестеллини,историк искусства, куратор выставки: Это очень долгая и старая история. Дело в том, что мой дед был последним художником, с которым маршан Зборовский заключил контракт. Зборовский также был агентом Модильяни. Поэтому вся моя жизнь прошла вокруг Модильяни, Сутина и других участников парижской школы. Затем в университете я хотел специализироваться на средневековой истории, средневековом искусстве. Но мои преподаватели настояли на том, что в силу знаний, которые у меня есть, в силу семейных отношений, в силу архивов, к которым у меня есть доступ, я должен заниматься парижской школой. Вот так и получилось, что я попал полностью под влияние Модильяни.
александра емельянова,ведущая: На выставке представлены не только работы Модильяни, но и его ближайших друзей. Вот этот вот круг, который вроде как называли «проклятым». Кто из художников вошёл в этот круг, чьи ещё работы будут представлены?
Марк Рестеллини,историк искусства, куратор выставки: Выставка — это, прежде всего, история коллекции. История одного коллекционера — Йонаса Неттера. Он был очень близок к Зборовскому и именно он финансировал все его контракты. Художникам платили каждый месяц сумму, которая позволяла им жить достаточно пристойно. Но всё равно истории у каждого из них были очень сложные. Модильяни, например, умирает молодым. Его жена Жанна кончает жизнь самоубийством два дня спустя. История Модильяни и Жанны Эбютерн — очень трагическая история. Кстати, у нас на выставке представлены и работы Жанны Эбютерн. Затем Сутин, у которого тоже была очень сложная жизнь и очень сложные обстоятельства. Утрилло был алкоголиком. Все они по большому счёту олицетворяют сложный путь художников в то время.
людмила ширяева,ведущая: На выставке представлены работы совершенно разных мастеров, которых объединяет понятие парижская школа. Что для неё наиболее характерно? На что нам, северным людям, которые привыкли немного к другим сюжетам и цветам, обращать внимание?
Марк Рестеллини,историк искусства, куратор выставки: Парижская школа — особенное культурное движение во Франции. Его особенность в том,что оно целиком вышло из культурной эмиграции, иностранцев. Дело в том, что прежде французское искусство было буржуазной традицией, и составляли его в основном французы от рождения. Иностранные мастера были, конечно, и в других течениях, но ни всегда интегрировались в эту французскую традицию. А парижская школа была движением, выросшим целиком из эмиграции. Произведения мастеров парижской школы хоть и были разнообразными, отличались единством художественных поисков. Кто-то добавлял туда те или иные течения. Например, Шагал добавил иудаизм, Сутин — экспрессионизм, Модильяни- тенденции итальянского искусства. Я считаю, что это было одно из последних движений 1905-1920 годов.