Эта экспозиция — уникальная попытка разложить по полочкам и документальным свидетельствам путь Андрея Тарковского — не как особой фигуры в русском кинематографе, со всеми бьющими в глаза эпитетами — «самый загадочный», «выдающийся», «философский». Здесь — путь Тарковского как художника — в прямом смысле этого слова, который использовал все возможные материалы — от карандашей и красок до пространства и кинокамеры. И в намерении выразить своё личное видение был непреклонен.
Йозеф Киблицкий,организатор выставки: Своими сидениями у кинокамеры, расталкиваниями других людей он хотел видеть то пространство, которое он придумал при написании сценария. Когда были подготовительные работы, ставя свет, ему оператор был уже не нужен. И, конечно, такие случаи были, и, конечно, были конфликты.
Речь об одном из самых известных прецедентов такого творческого диктата Тарковского — его отношения в «Сталкере» с оператором Георгием Рербергом. Вместе с первой версией картины, которая даже не сохранилась.
Йозеф Киблицкий,организатор выставки: Когда он брал на себя вот эту инициативу — что это я, Тарковский — тогда получалось вот это авторское кино, которое мы сегодня видим. … Он экспериментировал,. Ггде остановиться, он не знал. Потому что ему важна была вот эта вот красота действия.
Собирать этот материал пришлось по крупицам — из музеев, кинокомпаний и больше всего — из личных архивов. Потому что запечатлеть Тарковского за работой хотели многие, но разрешал он это делать единицам.
Дарья Чердынцева,корреспондент: Андрей Тарковский практически не допускал к съёмочному процессу и, тем более, к личной жизни фотографов. Эти снимки знаменитого Георгия Пинхасова — практически единственное свидетельство того, каким на самом деле был режиссёр.
Йозеф Киблицкий режиссёра знал лично. Они познакомились, когда Тарковский снимал ещё «Андрея Рублёва». С тех пор Йозеф следил за тем, как развитие Тарковского-графика и живописца сопровождало все его творческие искания.
Йозеф Киблицкий,организатор выставки: Когда я с ним познакомился и увидел, что художник Тарковский сидит передо мной и рисует, а режиссёр остался на съемочной площадке. Я увидел тогда талант, который мог бы стать профессиональным художником, и вот этот профессиональный художник, который в себе вырос в режиссёра Тарковского — он не только помогал ему видеть пространство, а он доминировал.
Дарья Чердынцева,корреспондент: Пока Тарковский работает над первым своим зарубежным фильмом — «Ностальгией», рождается ещё один документальный фильм, который рассказывает о совместной работе двух больших мастеров — Тарковского и Тонино Гуэры.
Этот фильм — «Время в пути»- документирует самый, пожалуй, кризисный период в творческой биографии режиссёра. Решение оставить Родину, работать на одном уровне с Феллини и Антониони, перестать быть «товаром на экспорт» и в то же время — острая тоска. Всё это у Тарковского превратилось в образы — удивительные и метафорические. Увидеть художественные работы Андрея Тарковского и посмотреть на его кинореальность как на одно большое и причудливое полотно — можно в Русском музее уже сегодня. Выставка с уникальными архивными материалами,видео, письмами и эскизами будет работать до 20 ноября.