Спустя 70 лет с момента основания проходит масштабная реорганизация «Знания». Как осуществляется деятельность общества в городе и какие именно изменения грядут, рассказывает председатель регионального отделения Сергей Климов.
История «Общества "Знание"» – в репортаже Максима Облендера.
С этого документа под грифом «вечное хранение» всё и началось. Приказ номер один. От 1 июля 47-го года. В Ленинграде организовать отделение всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Послевоенное государство ставит цель: нести знания в массы. Те, кто не получил образования, кто вместо книг несколько лет держал в руках оружие, теперь может восполнить информационный голод. Председателем общества назначен профессор Вознесенский, учреждены 13 секций. Медицинская, международная, экономическая, военная, сельскохозяйственная, историческая и другие.
Михаил Ежов,вице-президент Межрегиональной общественной организации: «Спектр чрезвычайно широк, по сути – это все направления просвещения, которые должны реализовываться в городе и Ленобласти, а вообще – в масштабах всей страны. Причём работа развивается в двух направлениях. С одной стороны, это для тех, кто не является специалистом. Лекции научно-популярного характера, просветительского, когда просто о сложном людям рассказывают».
А с другой стороны, курсы повышали квалификацию специалистов, разбирающихся в тонкостях наук. Лекторы рассказывали о передовых технологиях на производстве, международных новостях, открытиях. Центральный лекторий на Литейном, 42 во дворце Юсуповой собирал сотни слушателей. Преподаватели выезжают на заводы, на стройки, в школы и институты. В разное время лекции читали академик Дмитрий Лихачёв, писатель Даниил Гранин, физик Жорес Алфёров, генерал-лейтенанты, профессора, деятели культуры и искусства.
Людмила Романенко,референт, помощник руководителя Межрегиональной общественной организации «Общество «Знание»»: «Здесь сидело бюро, которое посылало лекторов по всей стране. В новосибирском лектории читали лекции работники Ленфильма, привозили фильмы, которые никто не видел. Международники – это была особая каста. Они читали в Сибири, десантировались на новый Уренгой».
Общество набирает обороты. Лектории создаются при Эрмитаже, Русском музее, Ленинградской филармонии, Планетарии. Работают более тысячи народных университетов. Тем, кому мало лекций, подписываются на журналы, выпускаемые обществом, если, конечно, удаётся – подписку на ту же «Науку и жизнь», «Науку и религию», «Знания – народу» или «Аргументы и факты» не достать. Ежегодно выпускаются сотни учебников. При всём при этом лекторы за чтение лекции получают не так много. Средняя оплата в 70-х – 5 рублей. На эти деньги можно разве что купить килограмм хороших конфет или 2 кило мяса.
Людмила Романенко,референт, помощник руководителя Межрегиональной общественной организации «Общество «Знание»»: «Больших гонораров лектор не получал, треть была лекций платных, а две трети бесплатных. К 80-м появились договорные лекции. Но это для звёздных лекторов. Там составлялся отдельный гонорар, чтобы оплатить дорогу, проживание. Но что прежде всего мы оплачиваем лектору? Его голову. Его мастерство».
Несмотря на звёздность преподавателей, многообразие тем, к 90-м волна популярности лекций прошла. Появлялась свободная пресса, всё больше приходило информации заграничной. В жизни «Общества "Знание"», которое к тому времени называлось так, наступали новые времена.