В Петербурге такой есть! Это усадьба Демидовых в переулке Гривцова, где во дворе яблоневый сад и лестница, какой больше нет нигде в мире. О тайнах двора и замка рассказывает Артур Ходырев.
Артур Ходырев, корреспондент: «Эту усадьбу семейство Демидовых использовало для развлечений. Сейчас я иду вдоль вытянутого одноэтажного здания. Оно используется, как склад. Тогда это был первый в России кегельбан».
Демидовы поражали современников масштабом трат и размахом праздников. Усадьба, расположенная в центре Петербурга, в 18 веке была чуть ли не Меккой развлечений. Поэтому и украшена советующим образом.
Алексей Климин, историк: «Они промышленники были. И воплотили весь свой потенциал в этой террасе уникальной. Можно сказать, что терраса является памятником чугунно литейной промышленности».
Все декоративные элементы здания сохранились почти в первозданном виде. Отчасти, благодаря тому, что усадьба Демидовых сегодня это фактически режимный объект. Здесь конструкторское бюро, связанное с оборонной промышленностью. Внутрь особняка не попасть, да и смотреть там особо не на что. Дом перестраивали. В 19 веке организовали доходный дом, после приют, в 20-м отдали военным.
А вот сад, которому без малого 150 лет, можно сказать в идеальном состоянии.
Алексей Климин, историк: «За нами, я бы сказал, уникальный памятник садово-паркового искусства. Мы видим остатки аллеи. Аллеи тополей. И специалисты выявили их возраст. Полтора века – 150 лет».
За яблоневым садом ухаживают те, кто здесь работает. Говорят, что после дождя, лужи исчезают на глазах – настолько хорошо спроектирована дренажная система. А вот сам особняк ливни переносит хуже. Вода застаивается и замерзает в трещинах, у основания, на стыках между плитами декоративной террасы.
Артур Ходырев, корреспондент: «В конце 90-х эту террасу реставрировали. Тогда её полностью разобрали, чугун заново отожгли и покрыли грунтом. Утерянные элементы ограды восстановили. Но с тех пор никаких работ больше не проводилось».
Не самая технологически сложная реставрация в 90-е обошлась в шесть миллионов рублей. Сколько сегодня нужно средств и времени, чтобы привести в порядок всё здание, трудно даже и представить. Только крыши перекрыть нужно полторы тысячи квадратных метров. Впрочем, даже в таком состоянии, здание и сад производят впечатление. Жаль, что видят это только сотрудники конструкторского бюро.