Абрам Петрович Ганнибал – военный инженер, прадед Пушкина. Его потомки живут в Петергофе. Юрий Зинчук отправился к ним на чай.
Юрий Зинчук, ведущий: «И мы хотим продолжить тему Пушкина. Мы сейчас вам покажем интервью с потомками рода Ганнибалов. В седьмом поколении. Юрий Константинович Ганнибал живёт в Петергофе. Ему 81 год. Вместе со своей супругой Лилией Ганнибал они увлечены одной идеей. Они выращивают ростки дубков из желудей, которые были собраны с исторических дубов. Например, дуба, который посадил Пётр I. Или Иоанн Кронштадтский. Или дуба, который рос на могиле Джорджа Вашингтона. В этой истории переплелось много невероятного. Род Ганнибалов, Пушкин, Россия, Америка и даже Дональд Трамп. Смотрите сами».
Юрий Зинчук: «Спасибо большое, что согласились дать нам интервью. Очень хочется посидеть, попить чайку в семье Ганнибала. Это особая честь и почет. Пушкин для вас – это что? Какой-то миф, какой-то исторический образ?»
Юрий Ганнибал, потомок Абрама Петровича Ганнибала: «Хоть меня всю жизнь называли "Пушкин", мы, как говорится, сбоку припёка»
Юрий Зинчук: «Вот у меня старинная литография. Абрам Петрович Ганнибал».
Лилия Ганнибал, супруга Юрия Ганнибала: «Они похожи».
Юрий Зинчук: «Вам говорили об этом, Юрий Константинович?»
Юрий Ганнибал: «Не только говорили. Когда отцу, благодаря тому, что он ввёл функцию говорящих часов, ему за это сделали в виде исключения драгоценный подарок – повесили телефон в комнате. В 35-м придумал, в 36-м поставили, в 37-м арестовали. Через 2 месяца. Но кому-то работать надо было. До войны его фамилия появилась в телефонной книге. Пушкинисты сразу же усекли, звонят и говорят: нет ли у вас каких-нибудь реликвий? Пришли, увидели отца и говорят: вы давно загорали? Вы же курчеватый, вы же черноватый. Фамилия сохранилась».
Юрий Зинчук: «А это родословная семьи? Абрам Петрович Ганнибал, Пётр Ганнибал, Карл Петрович Ганнибал, Михаил, а вот Юрий Константинович».
Юрий Ганнибал: «Когда я приезжаю в Пушкинские горы, они все первое время шарахаются. "О, хозяин приехал! Не дай бог введут новый закон о реституции". Я говорю: "Ребята, не беспокойтесь. Во-первых, Ганнибаловские имения были проданы и выкуплены государством. Во-вторых, я незаконнорожденный. Я дворянином даже не был».
Юрий Зинчук: «Фамилия Ганнибал – она помогала, мешала?»
Юрий Ганнибал: «Интересоваться – все интересовались. Но премию не добавляли – точно».
Лилия Ганнибал: «Вы знаете, фамилия такая громкая. Поэтому запоминали и всегда хорошо относились».
Юрий Зинчук: «Лилия Ивановна, вот Юрий Константинович говорит: ну что мы Пушкину сбоку припёка. А скажите, вы Ганнибалы – это как-то сказывалось на вашу жизнь?»
Лилия Ганнибал: «Они действительно похожи. И по характеру. У него, как у всех Ганнибалов, большие способности к строительству. Вот он построил дачный дом своими руками. Если я дам задачу что-то построить, через 5 минут будет построено. И в лучшем виде».
Юрий Зинчук: «А тяжело с потомком Ганнибалов жить?»
Лилия Ганнибал: «Очень тяжело. Упрямый. Вспыльчивый».
Юрий Зинчук: «Сколько вы вместе?»
Лилия Ганнибал: «53 года».
Юрий Зинчук: «Ваше отношение к Пушкину? Любите его или не любите? Какое ваше любимое произведение?»
Юрий Ганнибал: «Любить мы его любим ровно столько же, как и все остальные. Просто кто-то вспомнит 2 строчки, а я ещё 4. Вот и вся разница».
Лилия Ганнибал: «Когда маленькие дети были, я любила им читать. Я читала много сказок. Результатом всего этого – у дочки много сказок».
Юрий Зинчук: «Знакомая фигура. Я это изображение видел на Чапыгина. Её писали с вас – это правда?»
Лилия Ганнибал: «Совершенно верно. Это был приблизительно 1958 год. Мой тренер по горнолыжному спорту писал дипломную работу. Он говори: "Лиля, давай попозируй мне. Я делаю дипломную работу – Дружба. Европы, Африки и Америки».
Юрий Зинчук: «Здесь неправильное количество пальцев, шесть».
Лилия Ганнибал: «Даже не обратили внимание. Это к счастью».
Юрий Зинчук: «Я знаю, что у вас есть такая идея или страсть – вы берёте желуди от исторических дубов. Как пришла эта идея?»
Лилия Ганнибал: «Я вам кратко скажу. Наши дубы – Петра I, Иоанна Кронштадтского, Тургенева, вашингтонские, кутузовские – они растут и в Германии, Чехии, Италии…»
Юрий Зинчук: «Лилия Ивановна, я знаю, у вас в Стрельне участок, где вы выращиваете дубы, потом сажаете их по всему миру».
Лилия Ганнибал: «Наша цель такая – чтобы вашингтонские дубы вы подарили Трампу».
Юрий Зинчук: «Они вашингтонские – потому что с могилы Джорджа Вашингтона?»
Лилия Ганнибал: «Американцы в 1842 году прислали в коробочке один жёлудь Николаю I. Тот посадил у нас на острове. А мы посадили желуди, вырастили 13 дубов вашингтонских. Тот дуб давно погиб. Вашингтона перезахоронили. Они нам желудь прислали. А мы их закидаем дубами».
Юрий Зинчук: «Давайте посмотрим».
Лилия Ганнибал: «Здесь на территории у отца Варлаама растут и другие дубы. Иоанна Кронштадтского, Кутузовский»
Юрий Зинчук: «А этот даже лист не сбросил. Почему?»
Лилия Ганнибал: «Ждет, когда в Америку отправят».
Юрий Зинчук: «Пушкин, его поэзия – чему она нас учит?».
Игумен Варлаам, благочинный Свято-Троицкой Сергиевой приморской пустыни: «Я думаю, что любить бога и Россию»
Юрий Зинчук: «Я думаю, отец Варлаам хорошие слова произнёс, которые подытоживают наше интервью. Спасибо большое».