Уникальная история случилась в Петербурге. В посёлке Горелово живёт Александр Поддубный. В лихие 90-е он выкупил списанный пассажирский самолет «ИЛ-14». Долгое время он служил ему верой и правдой, а сейчас начались проблемы. Содержание воздушного судна обходится в круглую сумму – одних только налогов, полмиллиона рублей в год. Мало того, что нельзя летать, ещё и судебные приставы могут отобрать самолёт за долги. Подробности в репортаже Максима Облендера.

В этой кабине Сан Саныч знает каждый прибор, каждую ручку и тумблер. Ещё бы, столько лет за штурвалом! Вот только летать не дают, хотя и самолет исправен, да и пилот квалификации не растерял.

Александр Поддубный, пилот, командир судна «Ил-14»: «Одна лошадиная сила – 125 рублей. На сегодняшний день в нашей стране это один самых мощных двигателей на самолёте – 1900 лошадиных сил. За два 3800. Это выходит 475 000 в год. Летаешь, не летаешь — будь добр оплати».

Это командир воздушного судна про налоги. Сейчас задолженность три с половиной миллиона. Пока не погасишь, в небо не пустят. А платить нечем. Кредит в банке не дают: и самолёт уже не молод – 58-го года выпуска, да и заёмщик… Чуть постарше. Поддубный уже привык ходить по судам и отбивать своего товарища от арестов и приставов. Да и как оставить в беде, когда так давно дружат.

Александр Поддубный, пилот, командир судна «Ил-14»: «Самый счастливый день тогда был. Мы познакомились в 93-м году в городе Улан-Удэ. На авиапредприятии. Этот самолёт прилетел из Минска, там рембаза была в хорошем состоянии. И почти сразу был поставлен в тот ряд, который подлежал утилизации».

Саныч выкупил самолет. С 93-го это его личное судно. Сначала «Ильюшин» числился в аэроклубе. Выживали как могли: катали туристов, брались за перевозку грузов. Север, Сибирь, ближнее зарубежье. С годами летать стало сложнее. Прибыли почти не было, а налоги душили. Самолет законсервировали на Ржевке.

Этим кадрам 5 лет. Ил-14 лишь ненадолго уходит в небо, чтобы из одной точки Петербурга переместиться в другую. Летит назло закону и возрасту. Таких машин на ходу в мире осталось только три. Лицензия на полёты есть только у нашей. Два других борта числятся в Подмосковье. Самолёт Поддубного стоит в Горелово и сейчас законсервирован на зиму.

Максим Облендер, корреспондент: «Кабина Ил-14, конечно, отличается от современных лайнеров. Сиденья жестковаты, всё такое, прямо скажем, советское, хоть и выпущен этот борт в Германии по лицензии. Но на тот момент здесь всё было продумано до мелочей. Чтобы случайно не задеть ручку подъема шасси, надо было сначала снять чеку, отодвинуть заглушку и только потом поднять ручку. Что говорить: в этой модели 58 года даже установлен автопилот – что было новинкой советского авиапрома. Так что этот Ил – самая настоящая живая легенда, хоть пока и спящая».

В тёплое время года его регулярно будят. Раз в 40 дней устраивают гонку двигателей. Следить за самолётом Санычу помогают знакомые механики. Всё на чистом энтузиазме. Аренда места на аэродроме – 10 тысяч в месяц – их команда отрабатывает. Чистят снег, убирают лужи, следят за порядком. Топливом помогает одна компания. Самолёт несколько раз предлагали продать – особенно интересуются иностранцы для музеев. Но наши «Ил» не отдают. Это, говорят уже как ребёнок. А ещё и звезда — Ил-14 снимался в нескольких фильмах и даже в музыкальном клипе.

Александр Поддубный, пилот, командир судна «Ил-14»: «В наших климатических условиях стоянка ему идет на вред. Самолет должен летать. Иначе это гибель и для него и для меня будет».

Казалось бы, рассчитаться с долгами – и можно снова в небо. Есть планы возродить аэроклуб и учить летать молодёжь. Можно катать туристов. Но всё это пока кажется таким же далёким, как облака, в которые так рвутся Поддубный и его самолёт. Нужная запятая в предложении «Продать нельзя спасти» так и не поставлена.

 

В студии «Петербургского дневника» генеральный директор юридической фирмы Анжела Самойлова.