Маршрут пролегал от площади Александра Невского (тогда она называлась Красной) до площади Труда. В 1936 году на линию вышли четыре машины. И в первый день троллейбусы перевезли восемь тысяч человек. Подробности в материале Максима Облендера.
Первый маршрут безрельсового трамвая, а именно так называли ленинградцы троллейбус, пролегал от площади Александра Невского, тогда Красной до площади Труда. Путь не самый длинный, но достоинства нового транспорта успевали оценить все: это не трамвай с рельсами посреди дороги – пассажиров троллейбус забирает прямо с тротуара, скорость 20 километров в час, едет бесшумно и плавно. Первопроходец ЯТБ-1 – Ярославский троллейбус, модель первая, на 35 человек. Конструкция частично металлическая, частично деревянная. Этому экземпляру 80 лет. После реконструкции выглядит как новенький. Правда с управлением справится не каждый теперешний водитель.
Павел Ялышев, заместитель директора по эксплуатационно-экскурсионной работе Музея городского электрического транспорта: «Управлять троллейбусом было не так просто. Дело в том, что не было пневмо- или гидроусилителей руля ,тормоз был механический, поэтому нажимать на педаль нужно было сильно. Руль крутить было тяжело. Кроме того, отбойник троллейбусного моста от ЯТБ-1 дошел до наших дней и ставится до сих пор на самые современные машины».
В годы войны и блокады троллейбусное движение в городе было остановлено. Но уже в 44-м «рогатые» снова вышли на дороги города. МТБ-82, а позже и его модификации. На остановках – очереди. Всем хочется с ветерком прокатиться в просторном салоне.
Павел Ялышев: «Количество мест было строго ограничено. Здесь располагалось место кондуктора, который в случае переполнения салона, зажигал сигнальную лампу "Мест нет", и никого не пускал».
В этот период в Ленинграде работает сразу несколько троллейбусных парков, а опыт наших ремонтников перенимают другие города. В 72-м троллейбусную службу объединили с трамвайной. Самостоятельное существование троллейбуса закончилось, но вот объем задач новой службы вырос в разы. Увеличение длины и числа маршрутов, закупка новой техники. Спустя десятки лет можно с уверенностью сказать – с задачей справились. Протяженность путей сегодня пятьсот километров, в Петербурге четыре троллейбусных парка, количество троллейбусов – порядка 8 сотен машин. Но главное, пожалуй, даже не цифры, а то, что за 80 лет это транспорт не утратил своей популярности – тысячи петербуржцев предпочитают добираться из дома на работу, с работы до дома именно на троллейбусе.