Педагоги Санкт-Петербургского государственного университета подготовили свою программу для студентов. Максим Васильчук узнал, в чем особенность подхода, как там ведут эту работу и как меняют мировоззрение студентов.
Эти девушки обсуждают отношение современного человека к ВИЧ-инфекции. Подобные разговоры – часть лекционного курса. Здесь развеивают мифы о вирусе и учат не бояться инфицированных людей.
Екатерина Комина, студент СПбГУ: «Я не считаю, что ВИЧ-инфекция, наличие ВИЧ-инфекции как-то меняет человека, в психологическом плане. Я не считаю, что он другой от этого».
Валентина Аргунова, студент СПбГУ: «Если бы в нашей группе учился человек с положительным ВИЧ-статусом, мне кажется, не нужно было бы делать на этом особенный акцент, или выделять этого человека».
На лекции – лишь теория. Дальше – практика. Студентам нужно подготовить акцию по профилактике заражения вирусом. Программа самая разная: неформальные беседы в общежитии, формирующее анкетирование, когда респондент узнает новую информацию, отвечая на вопросы, и даже игровой вариант.
Екатерина Потемкина, старший преподаватель СПбГУ: «Мастер-класс по оригами. Красные тюльпаны — символ солидарности с людьми, живущими с ВИЧ. Как некий акт психологической помощи, поддержки этих людей. И вот пока студентам помогали учиться складывать эти тюльпанчики, ведущий незатейливо рассказывал про то, что есть люди, живущие с ВИЧ. Формировал более толерантное отношение к людям. И в итоге у нас получался такой огромный букет красных тюльпанов».
Такая работа со студентами – часть большой методики. Придумали ее несколько лет назад в стенах университета. Методика универсальна – ее можно применять к разным группам населения.
Роман Скочилов, доцент СПбГУ: «Один из проектов – сетевая интервенция. Когда мы обучали наркопотребителей, обучали их безопасному поведению, как они могут общаться с близкими, знакомыми, как себя защитить в ситуации опасной и рискованной по отношению к ВИЧ. Одна из задач этого проекта – чтобы они обучались и могли обучить потом свои сети, то есть тех людей, с которыми общаются».
По словам экспертов, в последнее время риск заражения ВИЧ переходит от специальных групп на общество в целом. Поэтому основное направление методики – профилактика среди всего населения. Эта работа начинается с очень простых вещей.
Роман Скочилов, доцент СПбГУ: «Начинается с того, чтобы использовать те слова, которые бы меньше дискриминировали человека. "ВИЧ-положительный" будет лучше звучать, нежели "ВИЧ-инфицированный". Имеет некоторый другой оттенок».
Провести такую работу за несколько часов невозможно. Это долгий процесс, и начинать его, считают специалисты, лучше всего с детского сада. Тогда можно решить и главную проблему.
Юлия Батлук, старший преподаватель СПбГУ: «У населения очень низкая в этом плане культура, прохождения регулярного осмотра медицинского, обращения к врачам. Я думаю, что скорее нужно прививать с самого раннего возраста вот такое бережное отношение к своему здоровью. Заботиться о себе это нормально, ходить к врачу это тоже нормально».
Авторы методики считают: их вариант профилактики – отличный способ рассказать людям всю правду о ВИЧ. Тогда, возможно, уже не будет предположений, что вирус передается через укус комара или через рукопожатие. А, значит, и ВИЧ-инфицированный человек сможет почувствовать себя увереннее в обществе.