Почему железнодорожный состав с нефтепродуктами уже 9 лет стоит без движения? Куда делись несколько сотен тонн груза и кто покроет издержки РЖД? В затянувшемся деле о контрабанде пытался разобраться Максим Облендер.

В Этом уголовном деле 200 томов, однажды его вели сразу 36 следователей. История тянется 9 лет, но воз, точнее вагоны, и ныне там. В 2007 на таможне остановили цистерны. Из Петербурга в Финляндию везли нефтепродукты. Пробы показали: в вагонах так называемая сырая нефть. А это уже совсем другие пошлины. Тогда на отправителя и завели уголовное дело по статьям контрабанда и уклонение от уплаты от налогов. Между тем, сразу несколько независимых экспертиз доказали: в вагонах именно нефтепродукты. Оправдали компанию и в арбитражных судах.

Ольга Захарова, генеральный директор компании: «Экспертиза в рамках уголовного дела от ФСБ подтвердила, то что в вагонах нет сырой нефти. Но проблема в том, что на момент появления экспертизы стоимость процессуальных издержек по содержанию вагонов на приграничных станциях составила более 100 миллионов рублей».

Издержки железной дороге кто-то должен был оплатить, именно поэтому дело стали искусственно затягивать, считают в компании. Тем временем появились новые проблемы.

Максим Облендер, корреспондент: «В 2009 представителям компании сообщили: из 158 цистерн исчезло 400 тонн нефтепродуктов. Следователь сказал, что произошла естественная убыль. Нет, понятно — брали пробы. Но на одну пробу надо взять 3 литра с каждой цистерны. Смешные объёмы. Куда делось всё остальное, непонятно. Неясно и сколько сейчас осталось нефтепродуктов. Всё это время ни представителей компании, ни юристов к ним не подпускают».

Тем временем, в 2011, статью о контрабанде декриминализировали. Иными словами, все преследования должны были прекратиться. Но этого не произошло.

Сергей Смирнов, адвокат: «Мало того, что общество выиграло более 30 арбитражных судов с таможенными органами, в нескольких инстанциях, были в высшем арбитражном суде. И так несколько кругов. Сейчас нашим вопросом занимаются депутаты госдумы Но, к сожалению, ситуация пока никуда не двигается».

С материалами дела знакомы и уполномоченный по правам предпринимателей в Петербурге, и уполномоченный при Президенте России. Тем не менее, суды продолжаются. А издержки на сегодня составляют уже 400 миллионов рублей. Это в несколько раз больше чем стоит сам груз. Который уже давно слили из цистерн, и вроде как хранят в каких-то цистернах на железной дороге. В чём представители компании очень сомневаются.