Артур Ходырев погрузился в архивы и попытался восстановить взаимоотношения Чехова с Северной столицей.
В опубликованных письмах Антона Павловича Чехова Петербург занимает особое место. События, улицы, люди имперской столицы – тема не одной переписки. Но в своих произведениях Чехов город почти никак не описывает. Возможно, поэтому он в итоге прослыл одним из самых не петербургских писателей, будто отношения города и автора не сложились.
Евгений Водолазкин, писатель: «Думаю, что Чехов, в общем-то, Петербург ценил. Он получал тут славу, которую не получал больше нигде. В Москве тогда не умели так восхищаться, как в Петербурге. Другое дело, что с течением времени в Петербурге для него стала уходить на задний план метафизика, великая метафизика Петербурга. Его начало раздражать, что это город начальства. Вот то, что сейчас Москва. Вы знаете, если бы Чехов жил сейчас, думаю, что он сбежал бы в Петербург».
Но 17 октября 1896 года путь писателя лежал в другом направлении. При полном аншлаге на сцене Александринского театра провалилась «Чайка».
Артур Ходырев, корреспондент: «О причинах спорят до сих пор. Одни говорят, что виной всему неубедительная игра актеров на премьере. Другие считают, что в зале определенно были провокаторы, которые то смеялись, то просто шумели, но всегда в самый неподходящий момент. Хотя, может быть, причина провала кроется и в самой "Чайке"».
Александр Чепуров, ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства: «Дело все в том, что Чехов понял, что он сделал. И эту реакцию публики он даже предполагал. Он даже её запрограммировал в пьесе. Вы помните с чего начинается пьеса? С провала пьесы Кости Трепьева. Нужны новые формы, новые формы нужны, а если новых форм нет, то ничего не нужно. Потом Костя говорит, это мог бы сказать и сам Чехов, что надо писать, как свободно льется из твоей души. Это был, в общем-то, творческий манифест».
Еще при жизни Чехова «Чайка» становится театральной классикой и частью репертуара любого крупного театра. Спустя время памятники писателю появятся сразу в нескольких городах России. Но только не в Петербурге.
Анастасия Мельникова, актриса, депутат ЗакС: «Я не считаю, тот факт, что в его произведениях Петербург как таковой постоянно не возникает совсем не значит, что он его не любил. Я бы такие заключения не хотела делать. Памятник необходим. Это часть нашей истории, это часть нашей души, часть нашего какого-то духовного совершенства. Без Чехова оно невозможно».
Самый известный памятник Чехову установлен в Москве. Больше 40 лет над ним в Ленинграде работал Аникушин. Так и не закончил. Доделывали жена и ученики скульптора.
Артур Ходырев, корреспондент: «Мне кажется, что никто и никогда не сможет однозначно ответить, как Чехов относился к Петербургу? В конечном счете, это не так важно. Ясно, что в том числе в нашем городе, он получил те эмоции и впечатления, которые и помогли ему стать великим русским писателем. Поэтому, если когда-нибудь в Северной столице появится памятник Чехову, это будет вполне оправдано. А пока именем писателя названа небольшая уютная улица в историческом центре города, которая по иронии судьбы больше остальных похожа на Москву».