Ежегодно в лаборатории обеспечения сохранности документов Центрального государственного архива Петербурга реставрируют свыше 50-ти тысяч ветхих страниц. С тонкостями процесса ознакомилась Татьяна Элькина.
Это – личные дела студентов «Императорского Санкт-Петербургского университета». Документам больше ста лет. И многие нуждаются в сложной реставрации. Но прежде, чем ее начать, необходимо проверить каждый листик на уровень кислотности и на наличие биозаражения.
Ольга Фролова, главный специалист сектора биологического контроля и дезинфекции архивных документов: «Документ поражен плесневыми грибами. Поражения в виде пятен по краям листов. Необходимо взять пробы, которые потом помещаются в термостат и выращиваются при определенных условиях. Если споры грибов живые, каждый листочек обрабатывается биоцидом. Если споры мертвые, необходимо проведение сухой очистки без применения биоцида».
После биологического контроля все архивные документы попадают в цех реставрации. Малейший дефект здесь исправляют вручную – специальной бумагой заклеивают каждый недостоющий фрагмент листа.
После все документы отправляют на просушку. Когда бумага полностью высыхает, на это уходит один день, все лишнее отрезают и помещают отреставрированные листы под пресс. Дальше их собирают в правильном порядке и переплетают в одно дело.
Большинство сотрудников лаборатории работают здесь по 10, а то и 20 лет. Причем профильного образования нет ни у кого – на реставраторов бумажных документов в Петербурге нигде не учат. Весь накопленный опыт передают из поколения в поколение. Но человеческих рук, в прямом смысле этого слова, тут не хватает. По штатному расписанию в лаборатории всего 8 реставраторов и столько же переплетчиков. И изменить ситуацию пока невозможно. Одна из причин — недостаток финансирования.