Помните известную сказку, где Иванушка должен был явиться ни одетым, ни нагим, ни пешком, но и ни верхом, и т.д. Удивительно просто, какие схожие затруднения возникают порой в представлении спектаклей. Сказать, что в Александринском театре — так ведь не там, на фестивале “Александринский”? Так — вне его программы. Где? Предположим, что само название «Театр вне театра» исключает сомнения.
Так назвали лабораторию в рамках «Года молодой режиссуры» — масштабного проекта Александринки, и поделом, поскольку это — самая суть формы “сайт-специфик” — этим словом обобщают театральные затеи, проходящие где угодно, но не на сцене, фактически место проведения — это и есть самое главное, специфика такого театра.
Что ж, согласитесь, есть места, несущие в себе такой заряд драматургии, что хлещет наотмашь. Вокзалы. Музеи. Тюрьмы. Заброшенные заводы. Шире — улицы и парки. Еще шире — метавселенные, генерируемые цифровым искусством. Все это места, в которых происходит небывалое сближение — театра и реальной жизни, зрителей и артистов, выдумки и документа… Другое дело, что участникам лаборатории не пришлось искать, где — ставить. Места для эскизов были определены изначально, а вот ЧТО в них происходит… Скажем, в залах Инженерного замка разворачивается эскиз о Павле Первом, кажется логично, но вот полемика Ивана Грозного с князем Курбским — на балконе универмага… Теряюсь в догадках. В специфику театра вне театра погрузилась Дарья Патрина.