ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Как я уже говорил, всего в этом году в школы пошло 619 тысяч детей, и это на 25 тысяч больше, чем в прошлом году. То есть количество учеников растёт. Это здорово! И главной приметой последних лет в Петербурге стало строительство рекордного количества новых объектов образования. 1-го сентября свои двери открыли 27 новых школ в 13-ти районах города. А до конца года в городе появится 30 новых школ. Все они строятся по высокому «Петербургскому стандарту» с мощным спортивным ядром, лабораториями, просторными классами, медиатеками, бассейнами, творческими площадками. Одну из таких школ, 324-ю в Сестрорецке, в День знаний посетил губернатор Александр Беглов, который и определил эти требования петербургских стандартов в системе образования».

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Ребята, вы получили новое издание школы. Раньше на этом месте была старая школа, она работала с 60-х годов, воспитала не одно поколение, а вот теперь у вас новая школа с двумя бассейнами. Большой спортивный комплекс, стадион, танцевальный зал, хорошая столовая, спортивный зал. Я надеюсь, что в этой школе будут медалисты, будут хорошие спортсмены. Хорошие ученики. Ну, а самое главное, я хотел бы обратиться к первоклассникам. Ребята, у вас теперь есть новый дом знаний. Вы здесь приобретёте новых друзей, познакомитесь со своей первой учительницей, научитесь читать, писать. Хотя многие уже это умеют делать. Поэтому вас поздравляю! В добрый путь, школа!»

ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Итак, мы часто слышим про «Петербургский стандарт» в системе образования. Вроде бы сухие официальные строчки. Но за ними скрывается реальная жизнь наших детей, которые каждый день ходят в свои школы. Доступность и качество образования – это основа долгосрочного успешного развития нашей страны. Напомню, что Петербург окончательно решил вопрос с дефицитом образовательных учреждений. Стремительными темпами проходит как ремонт школ и детских садов, так и открытие новых объектов: за 6 лет, начиная с 2019 года, в Петербурге ввели в строй более 120 новых школ и 240 детских садов. Город продолжает реализовывать сложный инфраструктурный проект по обновлению и реконструкции школ в историческом центре. Но мало построить школы, надо ещё их наполнить глубокими смыслами. И в этом как раз помогает «Петербургский стандарт». Это целая система, которая даёт совершенно новое качество образования, воспитания и предпрофессиональной подготовки. Подробнее об этом – в репортаже Евгения Борисова».


ЕВГЕНИЙ БОРИСОВ, корреспондент:
«Помните, какие раньше были школы? Маленькие, уютные. Теперь всё по-другому. Это одна из новых, тоже уютная, построенная по Петербургскому образовательному стандарту. Пойдём, я тебе всё расскажу…»

По сравнению с современными школами, старые и правда теперь кажутся совсем маленькими. Новые стали полноценными образовательными комплексами, масштабу которых позавидует даже самый крупный научный центр.

179-й лицей – один из таких. Огромные территории наполнены знаниями буквально на каждом сантиметре.

И неудивительно, что Павел решил увлечься строительством спутников. Говорит, не воспользоваться такой возможностью было бы глупо. Всему прямо в школе учат лучшие педагоги и, конечно же, самое современное оборудование. Эти конструкторы, например, – полные аналоги российских спутников, которые прямо сейчас где-то там, на орбите Земли. Всё это – часть Петербургского образовательного стандарта.

ПАВЕЛ ПРИБЫТКОВ, ученик лицея №179 Калининского района Санкт-Петербурга:
«Здесь очень много всего, много знаний, много дополнительных образований, занятий и можно найти себя в любом занятии».

Со своей будущей профессией семиклассник уже определился, как и ребята постарше. Десятиклассники сосредоточились на медицине ещё 2 года назад. По окончании лицея они получат и первую профессию, и удостоверения, по которым смогут работать младшим медицинским персоналом. Обрести корочки можно в 170-ти школах. Вожатый, лаборант, чертёжник – сегодня в этом списке 24 специальности. В следующем году добавится ещё 7.

В 161-й школе в это время всё разговоры о грации и осанке. Алисия восхитилась танцорами Мариинского театра, увидев их по телевизору, и выбрала для себя творческий путь. Тем более для раскрытия таланта есть все возможности, построены специальные балетные классы с большими красивыми зеркалами и станками. И всё это в секундной доступности от других уроков.

АЛИСИЯ КАРАСЁВА, ученица школы №161 Выборгского района Санкт-Петербурга:
«Никуда не надо ездить, ты просто остаёшься, и потом ты там всё делаешь, ты просто немножко остался и делаешь то, что тебе очень нравится».

Далеко ездить выступать тоже не нужно. Буквально за стенкой создан просторный концертный зал, техническому оснащению которого позавидует даже БКЗ. Так теперь в каждой школе. И это не кружки по интересам, а полноценное образование. За время съемки нашего репортажа мы познакомились с десятками ребят. И каждый из них, даже самый маленький, уже четко знает, кем хочет стать.

Андрей в свои 15 уже мэтр айти-технологий. Педагоги 509-й школы увлекли юношу роботетхникой. Собрать подводный дрон, запрограмировать его и провести детальное исследование подводного царства для него – легче лёгкого.

АНДРЕЙ АЗАРОВ, ученик школы №509 Красносельского района Санкт-Петербурга:
«В робототехнику я попал уже не помню как, давно было. Ну, более 3-х лет было, за эти годы видно, как сильно развивается это направление, в школах всё чаще появляются новые люди, которым тоже очень нравится это занятие».

Андрей рассказывает – заниматься любимым делом готов каждый день. Программирование – дело перспективное. Да и техника: от 3D принтеров до мощных компьютеров – всегда под рукой. Важный атрибут каждого кабинета – интерактивные школьные доски.

– В чем их польза, как они помогают вам учиться?

АНДРЕЙ АЗАРОВ, ученик школы №509 Красносельского района Санкт-Петербурга:
«Ну, как это в чём, можно рисовать геометрические фигуры. И в целом это помогает гораздо лучше понимать преподавателя, и эти доски они очень умные».

А на первом этаже уже разыгралась нешуточная борьба за пьедестал почёта. Сначала брасом, затем кролем. Финальный рывок – вольным стилем. Звёзды спорта в каждой школе воспитываются в бассейнах олимпийского образца. Такое оснащение было одним из первых поручений губернатора Александра Беглова при создании образовательного стандарта по-петербургски.

ЕВА АНДРЕЕВА, ученица школы №509 Красносельского района Санкт-Петербурга:
«Здесь 2 бассейна, первый для самых маленьких, для первоклассников или дошкольников. А этот для нас, более взрослых. Я хочу достигать большие цели для себя, и хочу преодолевать вершины».

Само понятие «Петербургский образовательный стандарт» появилось 6 лет назад. В него обязательно входят 2 бассейна, несколько спортзалов и площадок на территории школ и детских садов. Тогда же глава города дал поручение оборудовать в дошкольных учреждениях галокамеры. Это комнаты, покрытые каменной солью. В них создаётся лечебный микроклимат, максимально приближенным к условиям настоящих соляных пещер.

ЯНА ТЕЛЕШ, заведующий детским садом №107 Невского района Санкт-Петербурга:
«Соляная пещера – это уникальная находка для любого детского сада, особенно в наших Северных широтах. Соляная комната у нас поддерживает детский иммунитет, их здоровье и благотворно влияет на их психологическое состояние».

В этом году правительство города пошло ещё дальше. Для малышей оборудовали специальные лаборатории, где они, среди прочего, изучают физику, проводят различные опыты, учатся азам кулинарии. Для нас поварята испекли блинчики. Самое любимое – мультипликационная студия. Версия «Колобка» в исполнении маленьких режиссёров смотрится по-особенному.

На вопрос, зачем всё это и в таком количестве, Александр Беглов дал вполне чёткий ответ.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Я считаю, никаких излишеств не может быть когда ты вкладываешь средства, деньги, таланты в будущее, в будущее нашего города и в будущее нашей страны».

ЕВГЕНИЙ БОРИСОВ, корреспондент:
«Вы заметили, даже детские сады теперь превратились в крупные образовательные центры? Здесь, в 107-м, может разместиться 16 групп по 20 малышей. И даже место ещё останется. А что же с теми самыми уютными и старыми школами?

Много школ построено в стране к началу нового учебного года, 8- летняя школа-интернат №69 только что открылась в Зеленогорске, вчера ещё ожидали хозяев эти просторные классные комнаты и учебные кабинеты».

И именно в них были воспитаны те, кто продолжил развивать великий город. Тогда, в 62-м, именно эти школы были невероятных размеров: от архитектуры до содержания они опережали своё время, и даже сейчас не сдают позиций, как и все остальные, оснащаются самым современным оборудованием, лабораториями. Постепенно меняется их облик.

ИРИНА ПОТЕХИНА, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«У нас есть 2 разных программы: одна касается объектов образования советского периода, вторая касается тех, которые являются памятниками. С ними, честно говоря, более трудная тема, потому что это более дорогая история, там ничего нельзя сделать без охранных правил, поэтому получается дольше, дороже. Тем не менее, в этих школах совершенно особая атмосфера, особый дух, и мы все эти школы тоже потихоньку будем приводить в порядок». Так что же такое – Петербургский образовательный стандарт? Уже сейчас это безграничные возможности для воспитания поколения. Будущих гениальных учёных, конструкторов и астронавтов. Блистательных балерин и творцов. Выдающихся изобретателей и программистов. Чемпионов мира и покорителей Олимпа. Всех тех, кто вслед за нами продолжит строительство великолепного Петербурга будущего.