В гостях у программы «Утро в Петербурге» Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук.
Марианна Дьякова, ведущая: Начало нового учебного года, и для кого-то из детей он стартовал в новом коллективе, где пока ещё нет знакомых и друзей. Для ребёнка дружба – это не только радость общения, но и важный элемент развития и социализации.
Тимофей Зудин, ведущий: Но для многих детей процесс установления дружеских связей может быть настоящим вызовом. Как помочь ребёнку научиться знакомиться, строить здоровые отношения с окружающими, не бояться открытости и доверия?
Марианна Дьякова, ведущая: Как понять, что у ребёнка есть какие-то проблемы или сложности в установлении дружеских связей?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Маленький ребёнок сам приходит, переживает, иногда плачет, говорит, что его не берут играть, отвергают. Важно выслушать, признать чувства, не говорить, что это ерунда, не обесценивать, поддержать и помочь прожить эмоции, затем найти выход. У детей постарше при насмешках и буллинге появляется замкнутость, отказ без объяснения ходить в школу, показное равнодушие. Если меняется настроение, поведение, реакции, ребёнок становится агрессивным, раздражительным, менее разговорчивым, нужно обратить внимание. Часто причина в контактах со сверстниками, так как для подростка важно быть принятым, от этого формируется самооценка. Родители – первая инстанция, которая может помочь.
Тимофей Зудин, ведущий: Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Родителям важно не попадать в состояние тревоги и паники, сохранять спокойствие, потому что существует феномен индукции: своей тревогой вы заразите ребёнка, ему станет хуже. Очень важно сохранять спокойствие, уверенность, выслушать ребёнка, что произошло или, как ему кажется, может произойти. Речь может идти не только о реальной ситуации, но и о страхах ребёнка – боязни быть отвергнутым, непринятым, смешным, нелепым. Сохраняя спокойствие, можно поделиться историями из своей жизни, когда в детстве или подростковом возрасте были похожие ситуации и вы с ними справлялись, либо опытом знакомых или известных людей. Рассказать ребенку о том, какие ситуации бывают, и как их можно благополучно разрешить. Главное, чтобы у ребёнка появилась вера, что он не плохой, неинтересный, скучный, глупый, что ситуация разрешима, и что можно приобрести друзей, не обязательно много, один-два, но надежных.
Марианна Дьякова, ведущая: Должны ли родители искусственно создавать некие ситуации, когда ребёнок может с кем-то подружиться? Например, сводить с детьми своих друзей.
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Вне сомнения, начиная с самого маленького возраста, важно брать детей с собой, чтобы они участвовали в общении и чувствовали себя уверенно. Взрослые могут поддержать и говорить на равных, формируя у ребёнка уверенность, что он интересен и к нему прислушиваются. Можно организовывать детские праздники дома, без особого повода, пригласить одного-двух детей из коллектива, сходить вместе в парк, на выставку или просто пообщаться. Взрослые должны относиться к этому ответственно, не говорить, с кем дружить, а создавать среду, где риск отвержения минимален, и ребёнок чувствует себя важным, интересным и полноценным.
Тимофей Зудин, ведущий: Часто в детском коллективе прямо драмы какие-то происходят. Живет соседка через два дома, они вроде бы гуляли, играли, всё так хорошо складывается. Раз – разругались. Нужно ли как-то и можно ли как-то на эти отношения пытаться влиять, мирить и давать какие-то советы?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Дети склонны к быстрым эмоциональным перепадам: «больше никогда не буду общаться» через полчаса сменяется на «это моя близкая подруга, всегда так было». Они часто ссорятся и мирятся. Родителям важно соблюдать дистанцию. Если ребёнка травят, и он один против всех, обязательно надо вмешаться, потому что сам он из ситуации не выйдет. Особенно в подростковом возрасте дети могут быть жестоки, позиция «все против тебя» опасна и может привести к суицидальным мыслям. Для младших детей с ежедневными драмами важно выслушать, возможно, поделиться мнением без оценки, поддержать или расширить восприятие через свои примеры. Но вмешиваться в мелкие конфликты, например, в песочнице, было бы чрезмерно.
Марианна Дьякова, ведущая: Что, если ребёнок связался с плохой компанией. Нужно вмешаться или ждать, когда ребёнок сам осознает, что это плохая компания?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: У подростков бывает тяга ко всему запретному, желание быть взрослее, высвободиться из-под контроля, и их может затянуть не туда. В этом возрасте дети очень подвержены влиянию и зависимы от оценок окружающих. Даже хороший домашний ребёнок может попасть в неподходящую компанию. Родителям важно сначала собрать объективную информацию: поговорить с учителями, другими взрослыми, узнать, с кем ребёнок общается в кружках и секциях. Важно иметь контакт с самим ребёнком, чтобы он делился своими размышлениями о компании и происходящем. Если есть доказательства, что в компании употребляют наркотики, нужно вмешаться, иначе судьба ребёнка может пострадать. Если же ребята просто прогуляли несколько уроков, преждевременно бить тревогу не стоит, лучше дать ребёнку самому разобраться, с кем ему интересно общаться, с кем нет, обсудить интересы и наработать опыт.