В Русском музее выставка, в самом названии которой – масштаб: «Наш авангард». В проект собрали работы из собраний еще 15 музеев страны, впервые в столь полную репрезентацию художников авангарда самых разных стилей, от импрессионизма до конструктивизма.

Как такое обобщать? Видимо, с самого слова “авангард”, которое когда-то было простой констатацией факта, переднего края, теперь это — смутное обобщение ушедшей эпохи. И все же, если позволите, есть общее свойство авангарда вне времени у всех «измов» — это новое видение, каждое следующее поколение авангардистов искало свой ответ на вопрос: а что же, собственно, значит “видеть”? Если отказаться от того, что мы считаем внешним сходством.

Импрессионисты отказались от живописных деталей, в пользу эмоций цвета, Сезанн и его последователи обратили внимание, что наш взгляд — «в оба глаза» — это несколько ракурсов, склеенных сознанием. Кубисты смотрели сразу со всех сторон, как это в нашей памяти. Футуристы признали, что взгляд соединяет не только разные ракурсы, но протяжен во времени, такое сжатие они называли симультанность… Вот уже некоторое время я поражаюсь собственной отваге — не просто галопом, а совершаю фантастически прыжки с одной головокружительной вершины на другую. И с некоторым трепетом передаю эстафету — 400 работ в 20 залах второго этажа Корпуса Бенуа постарается обобщить Дарья Патрина.