Настало время сказать, что Великая Победа, при всём разнообразии форм выражения, остается непростой темой для нашего современного искусства. Авторы в подавляющем большинстве выражают её в консервативном ключе. Положа руку на сердце, можно даже сформулировать код. Рецепт. Мне нравится название цифровой выставки в Российской галерее искусств «Победа. Образ — традиция». То есть средствами мультимедиа — укрупнение деталей, озвучание, оживление классических работ. Но и всё. Комментариев нет. Современные технологии являют себя ярко в серьезных юбилеях, и часто, как скажем, с Пушкиным. Но с Пушкиным, понятное дело, можно быть на дружеской ноге, а здесь — нужно держать себя в руках. В качестве примера тот же самый общий рецепт: творение нейросетей, которые в своем амплуа оживляют лица героев, ушедших в вечность. В основу легли архивные фото и строки из поэмы Роберта Рождественского «Реквием». Написанный в 1962 году, он остаётся одним из самых сильных послесловий войны. К такой лирике здесь накал не прибавишь, но любой способ дать звучание этим словам прекрасен. И всё же за рамки «образ — традиция» наши художники выходят. Во внутреннем дворе МИСПа — арт-объект «Память. Полёт. Победа», 12-метровая кинетическая конструкция. Смотрим без комментариев.