ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И ещё одна новость, мимо которой мы никак не могли пройти. На днях открылся новый автобусный маршрут Рыбинск – Санкт-Петербург – Рыбинск. Расстояние между городами по трассе составляет 707 км. И если вы думаете, куда поехать на предстоящие майские праздники, то следующий репортаж для вас. Мы поедем в Рыбинск. С 19-го века известна поговорка: «Рыбинск-городок – Петербурга уголок». И это абсолютно точно. Если вы любите Петербург и хотите увидеть его уменьшенную копию, смело поезжайте в Рыбинск! Там такой же Исаакиевский собор, только поменьше. Там есть колокольня – почти зеркальное отражение нашей колокольни Никольского собора в Коломне. Там такая же река, как Нева, только побольше – Волга называется.

Как возник этот феномен Петербурга 2.0? И что там тронет сердце настоящего петербуржца? Отправляемся в Рыбинск и удивляемся: это же Петербург, только в миниатюре! Полина Ганичева только что вернулась оттуда и вот, что она подслушала в Рыбинске».


ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«500 километров от Петербурга. Про это место говорят так: «Этот городок – Петербурга уголок». А ещё этот же город чуть не стал частью Ленобласти в начале 20-го века. И вы наверняка видели в интернете его знаменитые вывески. В общем, мы в Рыбинске!»

Нева течет на запад, Волга – на восток. Если Петербург – окно в Европу, форпост, выход, то Рыбинск – фронтир, город, влияние которого сразу было направлено внутрь. Историки говорят «Петербург внутреннего пользования». Когда-то крупнейший торговый центр Верхней Волги. Их знакомство происходит в начале 18 века. Война со шведами, строительство новой столицы. В сторону Балтики нужно везти стройматериалы, боеприпасы, продовольствие. Пётр I решает создать первую искусственную водную систему в России – Вышневолоцкую. Она объединит Волгу и Балтику и навсегда свяжет Петербург и Рыбинск. Тогда – Рыбную слободу.

ОЛЬГА ГАВРОНСКАЯ, заведующая отделом «Виртуальный филиал Русского музея» Рыбинского музея-заповедника:
«У слободы было хорошее расположение. Ниже её Волга была полноводная – по ней могли ходить крупные суда с большим тоннажем, а вот выше вся эта система всё равно мелела. Мелела, становилась уже. Поэтому в Рыбной слободе приходилось перегружать крупные суда на более малые и плоскодонные. А наши купцы, они даже приезжали к Петру, давали ему определённые суммы денег, которые, кстати, в основном Петр прощал. То есть спонсировали строительство Петербурга».

Рыбная слобода живёт рыбной ловлей. Осётр и стерлядь отсюда отправляется прямо к царскому столу. В конце 18 века Екатерина II присваивает Рыбинску статус города. Начинается расцвет пароходства и торговли.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Можно много говорить о том, как хорошо шли дела у рыбинских купцов. А можно один раз увидеть. Здание хлебной биржи – главный деловой центр. Но это здание старое, 19 века. А вот это новое – века 20-го».

На этой отметке – рубежа веков – время для купеческого города остановилось. Весь исторический центр выглядит как мечта многих петербургских пространств. Старые дореволюционные вывески.

Мастерская коренного рыбинца Мити Кузнецова. Это он предложил вернуть городу его старые вывески. Раз здания в историческом центре строили в саженях, рекламные проектируют в них же. Для гармонии. Метровой линейки здесь нет. Пару лет назад он делал афишу для концерта по Онегину. Начал искать старые шрифты и орфографию и наткнулся на архивные фото города. Принёс в администрацию. Там согласились. Нужно вернуть центру его вид.

МИТЯ КУЗНЕЦОВ, автор Музея живой старинной вывески:
«Я сделал дизайн, а рекламное агентство закатало все это в пластик. Мне этого было недостаточно. 50% идеи… Тем более в пластике это немного лубком смотрелось. И вот с моим соседом за Волгой в холодном гараже мы сделали первую вывеску. И она таким ледоколом стала этой идеи».

Он изучил всё. От дореволюционных диктантов и учебников языка до ГОСТов для старых вывесок. Теперь это дерево, металл и натуральные пигменты (некоторые из того времени).

В итоге вывески в центре поменяли все. Даже большие сети магазинов. Вот супермаркет, который точно есть в каждом районе Петербурга. Выглядит как произведение искусства. А Митя ездит по всей России и делает вывески по собственной технологии. В Петербурге, кстати, тоже недавно приглашали.

Поднимаемся на колокольню главного храма города – Спасо-Преображенского собора. Построен по проекту ректора Петербургской академии художеств Авраама Мельникова, участвовал в конкурсе на строительство Исаакия. Да, он мог выглядеть вот так… Но проект не выбрали, а рыбинские купцы оперативно его освоили и, уменьшив до габаритов Соборной площади, построили у себя.

– Если ехать оттуда по дороге, ты упираешься ровно в собор. А дальше эта дорога – раз, и поворачивает…

Сейчас она проходит прямо за алтарём и ведёт на мост. Но в советские годы этот открыточный план города – мост и собор вместе – посчитали оксюмороном.

АЛЕКСЕЙ БУШУЕВ, руководитель экскурсионной службы Спасо-Преображенского собора в Рыбинске:
«Были сломаны барабаны с куполами. Был сброшен с колокольни шпиль. И вообще храм готовился к взрыву, потому что Волжский мост должны были построить прямо через храм. Были такие довоенные планы. Началась Великая Отечественная – конечно, это всё заморозили».

Колокольня правда на полвека старше храма и больше напоминает колокольню Никольского собора в Петербурге. Но рыбинская почти в 2 раза выше. С неё отлично видно застройку.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Именно Волга, конечно, определила планировку города. Параллельно реке главная улица Рыбинска – местный Невский проспект – Крестовая. А дальше – отсюда прекрасно видно – ровная сетка кварталов, будто по линейке выверенная».

Рыбинские купцы не мелочились – заказали у петербуржца Карла Ивановича Росси несколько типовых фасадов для города. По ним и строили, как умели. Но есть и исключения.

Польский костёл, который вырос в волжском городе в начале 20 века. В Рыбинске была небольшая община ссыльных поляков. Мимо, тоже по пути в ссылку, проезжал известный ксёндз. Решил задержаться и помочь. Собрать денег на строительство. Только не с рыбинцев.

АНАСТАСИЯ МАКАРОВА, экскурсовод:
«Он отправлял открытки в Польшу, писал воззвания, печатал статьи в польских газетах и просил прислать денег на строительство костёла. Он был маркетологом, очень талантливым. Видимо, потому что в своих воззваниях этих он писал: «Как цветок, пересаженный в чужую почву нуждается в солнечном свете, так поляки, живущие на чужбине, нуждаются в костёле». И описывал, как тяжело живется бедным полякам, как женщины в тесной комнате, где проходят службы, падают в обморок».

Так костёл стал частью улицы Веротерпимости – так тогда называли это место, где соседствовали  лютеранская кирха, православная церковь, синагога и польский костёл. Город к началу 20 века очень разный.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Может тебе еще ключ дать от квартиры, где деньги лежат? Вот оно – это здание на улице Стоялой. Бывшая коммерческая гостиница. Это не единственная остановка великого комбинатора – он успел прогуляться по Рыбинску».

Новая хлебная биржа, где проходит аукцион, и даже знаменитая фраза «Лёд тронулся» сняты здесь. И даже мировой кинематограф без этого города на Волге был бы другим. Вот Джо и Николас Шенк. Они же Иосиф и Николай Шенкеры. Родились в Рыбинске и создали Голливуд.

В 1924 году в Москве рассматривают план присоединения Рыбинского округа к Ленинградской области. Речь о новых, укрупнённых областях РСФСР. Губернии объединяют не по территориальному принципу, а по экономическим связям. Местные мукомольные и судостроительные предприятия, даже Рыбинская нефтебаза – всё здесь обслуживает Ленинград. Рыбинские краеведы на съезде голосуют: «Культура Ленинграда нам всегда была ближе». Но Москва против. Так объединение, за которое голосуют обе стороны, отменяется. И, кто знает, каким бы был Рыбинск сегодня, если бы в начале 20 века стал частью Северо-Западной области…

АЛЕКСАНДР ЖДАНОВ, художник, архитектор:
«Ярославские реставраторы отказались. Тогда было безумием делать его деревянным. Очень трудно было с лесом. Но вообще, как на востоке говорят: «Мы влезли как верблюд в игольное ушко»».

Ещё одна достопримечательность Рыбинска 20-го века – Дом художников. Бывший терем купца Гордеева.

– На этом самом месте стоял просто флигель одноэтажный. И он его выкупил. И тогда решил дочке сделать подарок. Дочку он очень любил. И вот в 1905 году он приглашает вологодских резчиков, и они надстраивают этот дом ещё на этаж. Они сделали такую красоту.

К концу 20-го века деревянный терем стал совсем плох. Вплотную к зданию протянули троллейбусную линию. К 70-м стало понятно: восстановлению не подлежит. Тогда из Ленинграда на летнюю практику приехали студенты-архитекторы. Сделали обмеры. По ним несколько рыбинских художников взялись лично перенести и воссоздать терем. Вот среди них архитектор Александр Жданов.

Они же (художники) в этом новом тереме и стали первыми хозяевами квартир. Теперь снаружи это памятник деревянного зодчества, а внутри — мастерские и «умный» терем 21 века.

Вот ещё одно направление для поездки на майские праздники. Или новый исторический источник, который знает о Петербурге то, чего нет в классической экскурсионной программе. Это как с дальними родственниками: приятно знать, что где-то на берегу Волги у вас появился внук или племянник. С другим характером, судьбой и планами на жизнь. Но есть в нём что-то от вас.