Ещё пара слов о той самой капле меда, которую мы внесли в общий улей культуры. Надеюсь, вы не пропустили прошлый выпуск нашей программы, особый, целиком и полностью посвященный выставке «Ландшафт Души» Каспар Давид Фридрих и Россия» в Государственном Эрмитаже. К себе трудно быть беспристрастным, по меньшей мере это любопытно, как силами телевидения можно исследовать художественное высказывание — такое масштабное, а с другой стороны, очень четко сформулированное. Можно ли что-то сказать сверх? За ответом — могу лишь отослать к записи программы в сетях. Но в целом, популярное изложение, в отличие от искусствоведов, можем позволить себе вольности. Например, с помощью нейросетей мы пытались воссоздать драматические эпизоды из биографии Каспара Давида Фридриха. Вот юный художник, оставив за спиной ордера античности, смотрит в будущее, где все пророчит: холст еще пуст, но уже в бронзовом окладе. А вот такими увидел ИИ встречи художника с поэтом Василием Жуковским — изобилие — у каждой картины свой по размеру мольберт в окружении мольбертов по числу картин, палитры, вдалеке фигуры. Фридрих, по всей видимости, излагает Жуковскому впечатления о посещении Дрезденской галереи. Здесь — последняя встреча с поэтом, с грустью он кладет руку на плечо художника, дописывающего холст, свисающий со стола рулоном. А вот драматичное — Каспар Давид Фридрих отказывает Гете рисовать перистые кучевые и слоистые облака для его трактата. Что, облака для Фридриха были чем-то большим чем метеорологические объекты наблюдения… Ничто из этих нейросетевых домыслов не вошло в нашу программу забавы ради, а вот художественную правду не грех и повторить.
Символы Каспара Давида Фридриха
29 марта 2025, 00:10