ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Грандиозная, эпическая, не имеющая аналогов по своим масштабам премьера оперы «Аида» прошла в Мариинском театре. Так и хочется сказать – египетская сила! Мощная, эпическая, музыкальная. Опера «Аида» была заказана Верди египетским правителем Исмаил-пашой  в честь открытия Суэцкого канала. Верди сначала отверг предложение по политическим причинам. То есть, вы только представьте, этого шедевра могло и не быть! Тем не менее, в 1870 году Верди увлекли новым сценарием, который ему предложил египтолог Огюст Мариет, раскопавший множество древностей на территории Египта. Сюжет привел композитора в восторг – там было все необходимое для создания великой оперы на египетскую тему, практически не освещаемую в оперном искусстве. Верди договорился с Исмаил-пашой, который заплатил ему за работу 150 тысяч франков. По нашим меркам это около 70 миллионов наших современных российских рублей. И вот она дошла и до сцены Мариинского театра уже в нашем 21-м веке. И эта грандиозная премьера Мариинского театра – в буквальном смысле культурная сенсация мирового масштаба. А почему Петербург для этой самой египетской оперы в истории музыки может служить самой идеальной декорацией? Антон Цуман и покажет, и расскажет, и даже даст послушать этот величайший шедевр. Занимаем места в зрительном зале. Третий звонок. Тишина. Занавес».


7 спектаклей за 5 дней, и все с аншлагом. И это на самой большой из площадок Мариинского театра, на второй сцене. Вот краткий итог новой постановки оперы Верди – «Аида». И пусть не каждому знаком сюжет, каждый знает и посвященные ей фразы из русской литературы, и музыкальные темы, знакомые нам с детства.

Тот самый торжественный, победный марш, во время которого на сцене одновременно находится больше 300 человек. В огромных подвижных декорациях, которые создавались несколько месяцев. Один из творческих приемов, который использовал признанный постановщик итальянских опер, а с недавних пор и гражданин России, итальянец Джанкарло дель Монако.

Но это современное прочтение – строгость и лаконичность. А вот такими были декорации первых постановок этой оперы в Петербурге. Страницы монтировочного альбома «Аиды» из фондов Государственной театральной библиотеки. Известно, что мировая премьера «Аиды» состоялась в 1871 году в Каире, до Петербурга она добралась лишь через 4 года. И вот ее подлинный рабочий экземпляр либретто.

Заведующая отделом редкой книги Ирина Хатко показывает нам страницу одного из альбомов. На ней эскизы неизвестного художника с надписями на итальянском языке. Возможно, именно такими в 1875 году и были первые образы древнеегипетских героев итальянской оперы на петербургской сцене.

Действительно, постановка «Аиды» что в 19, что в 21 веке была не только хлопотной, но и весьма недешевой. Известно, что в ряде первых постановок задействовались живые лошади. В новой постановке Мариинского театра лошадей нет, зато есть куда более экзотическое животное.

Да, роль символа мужского начала в Древнем Египте исполняет самка тигрового питона Тигруля. Ее хозяйка Нелли Вавилина рассказывает – она самая спокойная артистка на сцене. Ее не пугает музыка, так как змеи не слышат звуков. Тем не менее, пришлось несколько репетиций привыкать: и коллегам к Тигруле, и Тигруле к новой обстановке.

Да, костюмы, декорации, необычные приемы – существенная часть успеха постановки. Но невозможно не обратить внимания, что и сам Петербург – город буквально насквозь проникнут египетской атмосферой.

Известно, что Джузеппе Верди писал оперу на заказ к торжествам по поводу открытия Суэцкого канала и Каирской оперы. Идея и сценарий принадлежат известному в то время египтологу Огюсту Мариетту. Но насколько реальна рассказанная в «Аиде» история?

Один из ведущих египтологов Андрей Большаков рассказывает – ничего из того, что представлено в «Аиде» не могло происходить в действительности. Вот пример. Кульминационная финальная сцена, где влюбленных Аиду и Радамеса погребают заживо. Такое могло произойти в Греции, но никак не в Древнем Египте. Получилось, что Древний Египет драпирует истинно итальянские страсти. Все это – следствие мировой египтомании, которая началась еще во времена египетских походов Наполеона и к первой четверти 19 века дошла и до Петербурга.

И вот один из таких примеров. Знаменитый доходный дом Нежинской на Захарьевской улице. С самой постройки его называют не иначе как египетский. Архитектор Михаил Сонгайло, возможно сам того не подозревая, создал настоящие декорации к «Аиде» в центре Петербурга.

Журналист и гид-экскурсовод Игорь Воеводский рассказывает – дом построен в 1913 году, когда Аида уже гремела по всему миру. То есть тогда, в конце 19 века, после премьеры оперы Верди египтомания охватила уже весь мир. Укрепившись в новом направлении модерна.

По крайней мере один исторический персонаж в «Аиде» есть. Прототип Амонасро, отца Аиды и врага Египта – нубийский царь Аманисло, живший в 3 веке до нашей эры.

Амонасро в исполнении солиста Большого театра Эльчина Азизова звучал по всему миру: от Европы до Чили. Персонаж, для которого долг превыше всего. Именно он заставляет Аиду выведать у Радамеса военную тайну. Просто и бесхитростно. Да и сама опера, по его мнению, гораздо сложнее, чем любовная драма. Иначе почему там так часто повторяется одно слово – «патриа», то есть родина?

Так и древнеегипетская история, на самом деле, гораздо глубже той, что в результате получилась на сцене у Верди. И что тогда, что сегодня у зрителя может сложиться впечатление, мол, так оно всё и было. Но ведущие специалисты-востоковеды убеждены – не стоит забывать, что «Аида» лишь сказка.

Директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в декорациях Египетского зала рассуждает: и великая опера Верди, и знаменитая египетская коллекция Эрмитажа – всё есть наследие захватившей мир египтомании 19 века. Но если бы Верди писал «Аиду» в современной политической и культурной реальности, он бы вряд ли затронул столь чувствительную сегодня тему.

Может быть туристов Древний Египет как раз и привлекает тем, что постичь его почти невозможно. Может именно в этом и секрет того успеха, который сопутствовал новой постановке Мариинки. А может и в этом кроется часть ответа на вопрос, почему опера «Аида» – это на века. И каждый на этот вопрос найдёт свой ответ. Но сложно отрицать факт – картины Древнего Египта, Итальянская музыка и постановка и Петербургская сцена на этой неделе открыли новую страницу. Не только в российской, но и мировой театральной истории.