Как бы мы не относились к масштабным юбилеям в культуре, они — озаряют все, да заполошным светом, высвечивают то, на что в обычных условиях мы и не обращаем внимание. Вот так, к 150-летию Николая Рериха — в Третьяковской галерее приурочили короткометражный фильм, посвященный реставрации его знаменитого театрального занавеса «Половецкий стан». Его эскиз Рерих написал в 1908 году, годом позже, уже в Париже, работу масштабировали для Русских сезонов Дягилева. За сотню лет занавес почти разрушился, хранился в Лондоне, когда в 2020 его приобрела Третьяковка. Огромное полотно размером 10 на 23 м было сильно повреждено. Фильм рассказывает захватывающую историю его возвращения во всех смыслах. Даже перевозка его, установка — приключения, в которых реставраторы предстают как заправские трюкачи. Порой как хирурги — как сосуды по ниточкам сшивают развалившееся на клочки, на тряпочки выгоревшее полотно. Реставрация завораживает психологизмом научной работы, поворотами на практике. Впервые в стенах Третьяковской галереи занавес показали на выставке работ Рериха в марте этого года. А у нас в Музее Академии художеств реставрируют масштабное полотно неаполитанского мастера Луки Джордано «Избиение младенцев». В самый близкий к детективному жанр искусствоведения погрузилась Катерина Картузова.