ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь давайте поговорим о забытом городе. Нет, не заброшенном, а забытом. Дело в том, что Петербург стремительно развивается, растёт. Меняются эпохи. И какие-то уголки города, внутренние помещения различных дворцов или особняков утрачивают свою первоначальную необходимость. Ну, например, как хранилище ценных бумаг в бывшем банке Общества взаимного кредита на Садовой улице. Или Петроградский рынок, который теперь используется как склад декораций Ленфильма. Или, допустим, здание бывшего морского вокзала в Ораниенбауме.
А что там сейчас? И это не заброшенный Петербург. Это именно забытый Петербург. Давайте его вспомним и покажем. Очень увлекательная тема. Было — стало. Антон Цуман отправился в это путешествие по карте забытого города».
Среди множества исторических зданий Петербурга есть как всем известные, так и неизвестные. Забытые, на историю которых мы часто и не обращаем внимание. Но их судьба часто не менее интересна, чем у популярных достопримечательностей нашего города.
Посреди спального района 70-х годов, в самом начале Ириновского проспекта, у заросшего Английского пруда близ охтинского берега как будто прячется эхо парадного загородного Петербурга. Усадьба Жерновка, дача Безобразовых. Названий у нее много, а тайн, которые скрываются в ее стенах, кажется, еще больше.
Исследователь истории района Охта Наталья Столбова рассказывает. Считается, что здание строилось по проекту Джакомо Кваренги. Но неизвестно точно, с какой целью — такие огромные залы и окна мало подходили для загородного отдыха тех лет, а вот для тайных собраний вполне.
Но точно известно, что весь 19 век это были загородные дачи. А после революции опустевшую усадьбу передали в ведение полка НКВД, который разместил здесь подсобное хозяйство. В бывших оранжереях держали скотину.
В годы войны здесь был военный объект. С 50-х годов общежитие лесопильного завода. С 80-х после комплексной реставрации здесь размещался филиал производственно-научного объединения, которое по финансовым причинам в 2014 году сняло здание с баланса. И стоять бы усадьбе заброшенной, если бы не решение городских властей разместить здесь музыкальную школу.
Теперь уже точно известно, что усадьбу ждёт комплексная реставрация. И в залах, где в 18 веке проводились тайные собрания, теперь будет звучать музыка.
Над входом — советский серп и молот, вместо каретного въезда — заводская проходная. А исторический вход скрыт за ныне неприметной дверью с едва заметной фигурной резьбой. За которой открываются сохранившиеся приметы роскоши промышленной аристократии.
Экскурсовод Ольга Закжевская рассказывает. История этого особняка начинается в конце 19 века, когда купцы Брусницыны выкупили старую усадьбу рядом со своим заводом и перестроили её под свои нужды. Жить поближе к своему производству тогда считалось в духе времени. Вот место семейных обедов — столовая. Без окон, чтобы зловоние кожевенных цехов не портило аппетит. Но с роскошным буфетом, с потайной дверью.
О том, что владельцы дома могли позволить себе всё, говорят факты — однажды они купили роскошную паровую яхту у кронпринца Швеции, на которой так ни разу и не катались — из-за морской болезни. Поэтому легенда о том, что однажды в особняк привезли зеркало Графа Дракулы, может и не легенда вовсе. И никуда оно не исчезало, а так и висит на одной из стен.
После революции завод Брусницыных был национализирован. В особняке разместилась дирекция и заводской клуб. И сегодня там можно буквально перейти из эпохи в эпоху. Из французского барокко в кабинет, оклеенный советскими газетами. Сплетение промышленной аристократии и плановой экономики.
После закрытия производства особняк долгое время был в запустении. Сегодня новый арендатор — частный инвестор — пытается вдохнуть в него новую жизнь. Пока готовится, проект реставрации старый особняк снова становится одной из точек экскурсионных маршрутов Петербурга.
Ещё недавно это здание с надписью «Ленфильм 1924» находилось на закрытой территории. Это самый большой павильон одноимённой киностудии, под номером 5. Но это сегодня, а 120 лет назад его открывали как часть, как бы мы сказали сегодня, торгово-развлекательного комплекса.
Так этот рынок выглядел в самом начале 20 века. Вместо глухой стены — фрагментарное остекление. Вместо знака Ленфильма — часы Буре. А внутри — несмолкаемый шум и гам продавцов и покупателей.
Во многом это здание и дожило до наших дней благодаря своей рыночной архитектуре, рассказывает историк кино, режиссёр Александр Поздняков. Для молодого, растущего советского кино нужно было значительное пространство.
Сегодня в этом павильоне размещается выставочный проект «Пропавшие в Кинохронике». Акцент на деятельности фронтовых кинооператоров. Есть и сцены из жизни Ленфильма, когда актёрам приходилось спускаться в бомбоубежища прямо на съёмках фильма «Маскарад».
Разбитый немецкий танк — как будто историческая отсылка к фильму «Солдаты» 1956 года, где по воспоминаниям современников бутафоры смастерили и танк, и окопы. Батальные сцены снимались, как говорят киношники, на натуре. А все крупные планы — в декорациях 5-го павильона.
Этот фильм стал одним из первых в карьере Иннокентия Смоктуновского. И именно в этом павильоне решилась и его актёрская судьба, и судьба одной из самых знаковых ролей мировой классики и советского кинематографа. Произошло это на съемках фильма «До будущей весны» режиссёра Виктора Соколова.
Так и получилась настоящая связь эпох. От рыночного гама — до гомона посетителей выставки, которая гостит в самом большом действующем павильоне старейшей киностудии страны.
Площадь Морской славы, 1, исторически здесь размещался пассажирский морской порт Санкт-Петербурга. До 80-х годов вокзалом служило неприметное одноэтажное здание. После — шедевр ленинградской архитектурной школы и, как тогда казалось, новый символ Ленинграда.
Историк архитектуры Александр Кречмер поясняет — на отделке и решениях вокзала не экономили. Море на грани космоса. Материал шпиля — титан, материал напоминающих паруса панелей — алюминий. Внутри натуральный отделочный камень. Мрамор холла, гранит облицовки и ракушечник световых залов. И сразу после открытия он стал действительно одним из символов города.
Несколько десятилетий он оставался морскими воротами нашего города. Вокзалом и гостиницей междурейсового отдыха моряков и туристов. На рубеже 80-х и 90-х стал символом криминала и контрабанды через заграничные паромы, что отражалось в кинематографе тех лет.
И ещё 5 лет назад встречать и провожать паром «Принцесса Анастасия» было традицией у жителей Васильевского острова. Но с глобальными изменениями в мировой политике и логистике корабли ушли с морского вокзала. Пустынна и темна бывшая пограничная зона. За вывеской магазина беспошлинных товаров — склад. Трап «Анастасия» сиротливо стоит у причала. Теперь здание функционирует скорее как бизнес-центр. Но так или иначе живёт. В чём несомненная заслуга его проектировщиков.
Теперь, кода это здание перешло из частных рук в фактическое ведение города, здесь планируется разместить общественное пространство и гостиницу. С сохранением уникального облика.
Да, эти адреса из наших историй меняли свою функцию на протяжении эпох, и во многом мы о них подзабыли. Но объединяет их не только это. Все они хранят в себе частичку истории из нашего прошлого. И каждое из них продолжает жить своей новой жизнью. И пока мы помним о ней, эта жизнь забытых зданий Петербурга продолжается.