В субботу открывается выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», собранная в сотрудничестве с Пушкинским музеем экспозиция, один из главных проектов года в Эрмитаже. Почему? В ожидании открытия уже были произнесены самые разные преамбулы, общая суть одна — в том, что натюрморт при всей его очевидности, казалось бы, ведь это чуть ли не первое, что учат рисовать — не так прост. Это и бомбы времени, и иллюстрации наук, и наглядная эстетика, и мощные философские послания. Сам жанр иногда побеждает изображаемое — люди зачастую вспоминают как натюрморт, например «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, ну или у Гогена есть «Натюрморт с щенками» — вполне себе живые песики, какой же натюрморт. Более того, на восприятие картины влияет все. Контекст. Скажем, натюрморт висит на кухне, повесьте его в спальню — разные работы… В США обозреватели как-то обратили внимание, что в галереях привозных выставок очень часто попадались кровати. Объяснение оказалось простым, на них спали авторы и кураторы — далеко не столь богатые, как полагают люди.. Авторы работ в Эрмитаже давно почили, и нет возможности уточнить у них, какой контекст они подразумевали, тем не менее, проблематика атмосферы, пространства, в котором картины будут смотреть, остается. Как решалась эта задача, как рождалось оформление экспозиции, выставочная концепция — об этом завершающая наша преамбула к выставке. Она открывается и — все впереди!