На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Александр Тычков, профессор Пензенского государственного университета, доктор технических наук.
Василий Киров, ведущий: Современные технологии прочно вошли в научную сферу и в медицину. Например, ученые Пензенского государственного университета разработали систему реабилитации пациентов с ментальными нарушениями на основе VR. Главная цель, которую ставит перед собой ученый — помочь людям лучше воспринимать и усваивать информацию, что в итоге должно повысить качество их жизни. Разработку протестируют в пяти регионах, в том числе и в Ленинградской области. После этого модель будет растиражирована как типовая по всей территории нашей страны. Ваша разработка поможет людям с особенностями здоровья после получения инвалидности, реабилитации, но, что необычно, разработка виртуальная. В чем ее основная концепция?
Александр Тычков, профессор Пензенского государственного университета, доктор технических наук: Несмотря на то, что разработка виртуальная, она включает в себя пул нескольких технических решений: разработка нейроинтерфейсов, которые будут регистрировать поведение человека через электрическую активность его головного мозга, шлем и программные продукты виртуальной реальности, платформа виртуальной реальности. Непосредственно программные продукты, технические решения, алгоритмы, которые позволят повысить эффективность и оперативность принятия решения людям, которые находятся в среде виртуальной реальности. Как здоровым людям для того, чтобы все-таки виртуальная реальность не могла навредить человеку, так и людям с ограниченными физическими и психологическими возможностями, дабы помочь им как можно оперативнее реабилитироваться.
Людмила Ширяева, ведущая: Что будут видеть пациенты, надев очки виртуальной реальности? Какие задания они должны выполнять?
Александр Тычков, профессор Пензенского государственного университета, доктор технических наук: На протяжении уже нескольких лет мы ведем разработку разных программных продуктов, приложений для виртуальной реальности. Дети, взрослые, подростки, когда будут находиться в среде виртуальной реальности, смогут выбирать различные сцен и локаций. Самая первая сцена, которую мы для себя сделали, и она произвела наибольший эффект в глазах детей и подростков — сцена с космосом. Когда дети могут увидеть то, что им непривычно видеть в повседневной жизни. Они могут ощутить микрогравитацию, обеспечить полет вокруг космического шаттла. Также ребята могут находиться на пляже, на побережье, опуститься в глубину моря, где рассмотреть рыб, кораллы и так далее. Кроме того, они могут погулять по городу или проехаться на каком-то общественном транспорте, или также погулять по парку развлечений. Все вот эти сцены разрабатываются нашими специалистами индивидуально, совместно с врачами, психологами, исходя из потребностей и особенностей поведения человека.
Василий Киров, ведущий: Каких результатов именно в реабилитации это поможет добиться уже на выходе?
Александр Тычков, профессор Пензенского государственного университета, доктор технических наук: В реабилитации стремимся добиться, что мы поможем детям и людям с ограниченными возможностями, с психическо-психологическими ограничениями здоровья повысить качество и оперативность реабилитации. Виртуальная реальность – это тот инструмент, который посредством влияния через картинку, звуки, ментальные управления, поможет детям себя раскрепостить и лучше погрузиться в социальную среду. Тем самым виртуальная реальность должна быть направлена на повышение качества социализации этих детей, их реабилитации.
Людмила Ширяева, ведущая: Александр Юрьевич, можно ли говорить о каких-то масштабных применениях данной разработки? Может быть, есть какие-то даты даже?
Александр Тычков, профессор Пензенского государственного университета, доктор технических наук: Безусловно, команда проекта собрала в себя специалистов различного направления: технические специалисты, программисты, медики, психологи. С различных регионов взаимодействуем и сотрудничаем и тем самым мы планируем масштабировать нашу разработку максимально широко не только в нашем регионе, но и в других регионах нашей большой страны. Мы уже создали сейчас рабочие сцены, с которыми проводим исследования и их можем тиражировать. Мы планируем в ближайший год сделать полноценную версию, и также сейчас у нас ведется разработка нейроинтерфейса, встроенного в шлем виртуальной реальности. На него примерно ставим планку — год по времени его реализации, с нашими коллегами и специалистами мы обязательно это достигнем.