Литейный проспект, дом 39

Дом И. В. Пашкова (Дом Департамента уделов), архитектор – Г. Боссе, годы постройки: 1841 – 1844

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Дом, построенный для отставного штаб-ротмистра Ивана Васильевича Пашкова на Литейном проспекте, примечателен во многих отношениях. Это самый ранний из особняков работы выдающегося петербургского архитектора Гаральда Боссе. Представительное здание с «греческим портиком», решённое в переходном стиле, соединяющем элементы классицизма и неоренессанса, считается «визитной карточкой зодчего».

В планировке особняка сочетаются анфиладная схема и рациональная группировка помещений вокруг внутреннего двора. По сторонам вестибюля в центре главного корпуса располагались две квартиры для сдачи внаём. В одной из них жила знаменитая графиня Мария Григорьевна Разумовская – та самая, которую выиграл в карты граф Лев Разумовский у её нелюбимого мужа князя Голицына. Кстати, с начала XX века вестибюль охраняют две гипсовые фигуры в натуральную величину – «Зубр шагающий» и «Зубр мычащий», символизирующие силу и мощь России.

А эта парадная лестница уникальна! Лёгкая летящая конструкция с широкими ступенями, заложенными в стену, и опирающаяся на тонкий металлический брус. Это первый образец подобной лестницы в Петербурге – ноу-хау Гаральда Боссе! По задумке зодчего, в оформлении интерьеров, как и на фасаде, преобладали греко-ренессансные мотивы. В некоторых помещениях применён ордер – например, на Парадной лестнице использованы изящные ионические и коринфские колонны.

В бывшей Бильярдной сохранилась первоначальная «помпейская» роспись фриза и потолка – это, между прочим, голова бога Гермеса. Стенные панно были воссозданы в 1979 году по оставшимся фрагментам. Также в доме были помещения, отделанные в «византийском» и «мавританском» стилях.

Владельцы и арендаторы особняка менялись. В 1848 году Пашков продаёт дом графу Алексею Орлову, шефу жандармов Третьего Отделения. Он здесь не жил, поэтому сдавал здание в аренду Благородному танцевальному собранию, ведь в особняке на Литейном был самый большой танцевальный зал в Петербурге, причём двусветный!

В 1857 году граф Орлов продал здание в казну для Департамента уделов, который располагался здесь до Октябрьской революции 1917 года. Архитектор Александр Резанов частично перестроил дом для министра государственных имуществ – графа Михаила Николаевича Муравьёва. В этой Зелёной гостиной располагался рабочий кабинет министра. Обратите внимание на этой фриз, полный символизма. Он в аллегорической форме отображает основные направления деятельности Департамента, который заведовал всем тем, чем владел Император – земельные угодья для пастбищ, лесные угодья для охоты и виноградники.

Белая гостиная бельэтажа оформлена в стиле рококо с золочёными украшениями плафона, камина и двери. Когда-то её стены были обтянуты шёлком, который натягивался под деревянные золочёные рамы. Над мраморным камином сохранилось старинное зеркало – ему уже почти полтора века. Также остались и монограммы первых владельцев здания на Литейном проспекте – Ивана Пашков и его супруги по фамилии Пашкова. Увы, история не сохранила обширных данных об этих личностях.

Зато сам Особняк вошёл в историю русской классической литературы. Так как в нём располагался Департамент уделов, поэтому у входа в здание можно было постоянно наблюдать ожидающих аудиенции крестьян, которых вечно прогоняли дворники. Одну из таких сцен в 1858 году из окна своего дома напротив увидел поэт Николай Некрасов и был настолько поражён жестоким отношением, что за считанные часы написал одно из своих знаменитых стихотворений – «Размышления у парадного подъезда».

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…