В конце года музеи подсчитывают не только новые проекты, но и возвращенные шедевры. И в этом году есть, что отметить и нельзя не заметить в самом городе – в его сердце – завершилась поэтапная реставрация ансамбля улицы Зодчего Росси, открытие года в Гатчине — Императорская домовая церковь, где под сводами купола нашли свыше 90 изображений ангелов, считавшихся утраченными. Зал с деревянной горкой в Александровском дворце – по архивным документам восстановили и парадную комнату, и сам аттракцион.
В Петергофе открыли первый Эрмитаж в России – уникальный павильон с подъемным столом, множество открытий, не только в архитектуре, но и живописи. Но говорить о реставрации картин — неизмеримо сложнее — сколько их за год было представлено на выставках.
Впрочем, наверное самый громкий проект – в Русском музее дан старт реставрации «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Картина из тех, что в России знают все — впервые за 200 лет пройдет комплекс восстановительных процедур, причем прямо в музее, на глазах зрителей!
Итог увидим в следующем году, а прямо сейчас — в Шереметьевский дворец, где после реставрации самоцветными огнями вновь сверкает замысел Михаила Врубеля, костюм морской царевны Волховы из оперы «Садко» – в деталях.