В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Ольга Фёдорова, юрист.

Людмила Ширяева, ведущая: Президент Владимир Путин подписал закон, вводящий штрафы за навязывание потребителям дополнительных услуг и товаров. Какие это услуги?

Ольга Фёдорова, юрист: Навязанные услуги — это услуги, которые потребитель изначально не собирался приобретать. Он пришел за основным товаром, а его просят приобрести дополнительные услуги. Тут важно разделять понятия, если вам в магазине обуви к сапогам предлагают купить уходовые средства или носки — это маркетинговое предложение. Можно отказаться и уйти, а от кредита при покупке автомобиля часто нет возможности отказаться. 

Людмила Ширяева, ведущая: Какие штрафы предусмотрены для тех, кто навязывает услуги?

Ольга Фёдорова, юрист: Согласно документу, навязывание потребителю покупки за отдельную плату до заключения договора о приобретении основных товаров может повлечь за собой административный штраф в размере 2 000–4 000 рублей для должностных лиц и 20 000–40 000 рублей для юридических лиц.

Василий Киров, ведущий: Что в данном случае будет критерием оценки навязанная это услуга или маркетинговый ход?

Ольга Фёдорова, юрист: По закону, если вы не можете приобрести основной товар без дополнительного, и за него вы должны заплатить — это навязанная услуга.

Василий Киров, ведущий: Как быть в ситуации, если не продают товар без дополнений?

Ольга Фёдорова, юрист: При необходимости покупаете товар у этого продавца, читаете условия договора и потом идете в контролирующие органы либо в суд. Обжалуйте и возвращайте свои средства. Контролирующий орган в России — Роспотребнадзор, если он не реагирует, жалуемся в прокуратуру либо в суд.

Людмила Ширяева, ведущая: Какие товары точно не попадают под действие этого закона?

Ольга Фёдорова, юрист: Маркетинговые стратегии: предложения 2 по цене 1, покупка второго товара со скидкой.

Людмила Ширяева, ведущая: Где грань между маркетинговой стратегией и нарушением закона?

Ольга Фёдорова, юрист: Грань очень явственная, но недобросовестные продавцы уже придумали, как избежать данного требования.

Людмила Ширяева, ведущая: Страхование жизни при взятии ипотечного кредита — это навязанная услуга?

Ольга Фёдорова, юрист: В Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» говорится, что, приобретая квартиру в ипотеку, вы обязаны застраховать имущество, а про жизнь там ничего не сказано. После заключения сделки все отказываются от этого страхования.

Василий Киров, ведущий: Куда идти при отказе продать товар без навязывания товара или услуги?

Ольга Фёдорова, юрист: В Роспотребнадзор с жалобой или к другому продавцу.

Людмила Ширяева, ведущая: При покупке билета на ж/д транспорт, в билет уже входит стоимость завтрака, куда жаловаться в этом случае?

Ольга Фёдорова, юрист: В Роспотребнадзор.